Вчерашние коллеги стали конкурентами
Вы — лишнее звено
По данным консалтинговой и брокерской компании "Дискавери Лизинг", с начала года около 70% лизинговых компаний остановили финансирование новых сделок и только 5% лизингодателей продолжают работать на прежних условиях. На ужесточение условий лизинга жаловаться уже не приходится: повышение требований к финансовой надежности клиента, повышение придирчивости даже к тому, что клиент собирается приобрести в лизинг, сегодня никого не удивляет. Если лизингополучатели намерены приобрести транспорт старше пяти лет, подвижной железнодорожный состав или производственное оборудование, и не готовы при этом уплатить аванс 30—40% или согласиться на срок лизинга около трех лет, да еще и возмущаются по поводу ставки 25—30%, то кредиторы сейчас смотрят на таких лизингополучателей, как на инопланетян.
А лизингодатели пытаются рефинансировать портфели. Из-за кризиса российский лизинг изменился не только в объемных показателях — изменилось само качество лизинговых механизмов и отношения между их участниками.
"Когда на рынке было много денег, для клиента лизинг был лучше и удобнее многих банковских программ. Когда денег стало мало, положение лизинговых компаний существенно ухудшилось", — говорит директор по развитию компании Axel IT Владислав Горбунов. Сейчас лизинг для банков — дополнительный риск, с горечью констатирует он. Деньги у банка берет лизинговая компания, она же потом передает лизингополучателю, становится собственником объекта лизинга, взаимодействует с клиентом, разбирается с претензиями и просрочками… В общем, банк с конечным получателем своих средств не общается. Банку это сегодня не нравится. Конечно, он участвует в проверке финансового состояния, видит бухгалтерский баланс клиента. Но оказалось, что сложные условия на рынке — не время для демократии и доверительных отношений в длинных финансовых цепочках. Банки затянули пояса и ужесточили контроль над своими средствами. И теперь стараются "прямо смотреть в глаза" тем, кому выдают средства. Вопреки народной мудрости, больше знаешь — крепче спишь.
Слишком сложные механизмы
Специалистов волнует вопрос: кто должен банку, если у лизингополучателя что-то случится? По идее, лизинговая компания. А уже ей — лизингополучатель. Цепочка растягивается. А это сказывается и на полноте информации (банкам неинтересно играть в "испорченный телефон"), и на скорости ее передачи.
К тому же банк теперь боится потерять маржу, которая достается лизингодателю. "Но работа лизинговой компании строится не только на марже, а на предоставлении ряда других услуг", — пытается восстановить справедливость В. Горбунов (Axel IT). Эти "другие услуги", к слову, банк также готов предоставлять: и консалтинг, и помощь в ведении бухучета, да еще и расчетно-кассовое обслуживание или карточные проекты. "Для банка операции с лизинговыми компаниями сейчас стали более рискованными", — заключает он. Так вчерашние коллеги стали конкурентами.
Однако признают это не все. "Как и любые другие арендодатели, лизинговые компании заплатили за предмет аренды сами и предоставили своим лизингополучателям его в финансовую аренду за плату. И теперь законно ожидают своевременных платежей за него. Когда арендатор офиса не платит за него, что с ним делает арендодатель? Правильно. Никто не имеет права бесплатно пользоваться чужим имуществом, предоставленным ему в аренду. Какие гарантии могут быть надежнее?" — вопрошает директор по развитию бизнеса компании Europlan Александр Михайлов.
И неправда, что лизингодатели менее защищены от просрочек и недобросовестных клиентов, чем банки: они способны оценить риски — или, если оценили их неправильно, вправе обратиться в коллекторские агентства, как и любой кредитор, о котором "подзабыл" его должник.
Дополнение или дублирование?
Если банк и лизингодателя связывают долгие стабильные отношения, стадия "все сложно" не наступает: контрагенты продолжают работать в сцепке и не пилят, но делят клиентов по интересным для них объектам. В таких отношениях банк уверен, что при негативном развитии ситуации лизингодатель если не станет поручителем за финансово нестабильного клиента, то хотя бы поможет взыскать долг.
Если лизинговая компания входит в одну финансовую группу с банком или является его дочерней структурой, вопрос о прозрачности бизнеса даже не поднимается. В финансовой группе "Лайф Бизнес" мирно уживаются Пробизнесбанк, логистические, консалтинговые, факторинговые, лизинговые компании… По словам управляющего директора по малому бизнесу финансовой группы Романа Гаврилова, всем хватает ресурсов, и внутренние процессы группы настроены так, чтобы, находясь на открытом рынке, предоставлять весь комплекс услуг "своим" же. Зачем искать на рынке условия сотрудничества, подходящие именно твоей компании, если можно сформировать и вырастить партнера самостоятельно?
В рамках финансовой группы "КапиталЪ" тесно сотрудничают интегрированный частный инвестиционный фонд, управляющие компании, банковская группа "Петрокоммерц" (обслуживает и лизинговые компании), пенсионная группа. Имеется даже медийный блок, в разработке находятся блоки недвижимости и добывающей промышленности.
В группе "Уралсиб" уживаются банки, в том числе private banking от "Банка 121", лизинговая, управляющая, инвестиционная и страховые компании (в том числе страховщик жизни). По сходному принципу построены финансовые группы вокруг крупнейших добывающих и перерабатывающих предприятий: к примеру, у "Газпрома" есть и банк, и негосударственный пенсионный фонд, и авиакомпания, обладающая, к слову, одним из крупнейших парков воздушных судов в России.
Преимущества взаимодействия банка и лизинговой компании в рамках ФГ или ФПГ очевидны: если "просядет" один из блоков, его, на основании решения акционеров, помогут "вытащить" другие. Но вместе с тем рано или поздно перед акционерами может встать вопрос об оптимизации бизнеса: выбирая между финансированием банка и лизинговой компании, акционеры, скорее всего, предпочтут банк. Не потому что лизинг чем-то плох — просто по сравнению с банковским обслуживанием он более "ограничен". И банк, в принципе, может выполнять операции, похожие на лизинг, самостоятельно. По словам экспертов, подобные вопросы — "очень личное, интимное дело" финансовых групп, банков и лизинговых компаний: в каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально.
Директор департамента клиентских отношений Абсолют Банка Виталий Караваев уверен: в нынешней ситуации и для банков, и для лизинговых компаний приоритетным направлением является не высчитывание лучших направлений вложения средств, а сохранение качества кредитного портфеля. "Для нас наиболее привлекательно в сложившихся условиях финансирование стабильно работающих в период кризиса отраслей", — говорит он.
Лизинговые компании, принадлежащие производителям, будут чувствовать себя неплохо и переживут кризис даже при значительном сокращении портфелей, считает генеральный директор ГК "Балтийский Лизинг" Дмитрий Корчагов. Партнер "Балтийского Лизинга" — Номос-Банк — сохранил лизинговую программу. Д. Корчагов убежден: компании при банках, особенно при тех, которые пользуются господдержкой, могут сократиться в размерах персонала, количестве филиалов, но останутся на плаву.
Лизинг транспорта — последний бастион
Ситуация на рынке лизинга автотранспорта усложнилась: объемы продаж автомобилей снижаются, сокращается и потребность в лизинге автотранспорта, темпы развития этого рынка существенно замедлились. Максимум, на что согласны лизингодатели, — автомобили не старше трех, максимум пяти, лет.
И тем не менее именно грузовой автотранспорт все еще остается сферой наибольшей лизинговой активности, хоть и снизившейся. Все логично: переходить в совершенно новую для себя область сейчас крайне рискованно, а путешествовать внутри транспортной области относительно безопасно — хотя бы принципы работы знакомы. Впрочем, по мнению В. Горбунова (Axel IT), грузовой транспорт сейчас кажется привлекательным для лизинга даже тем компаниям, в отраслях традиционной специализации которых сейчас наблюдается еще более плачевная ситуация. Ввиду снижения объема торговых операций, заморозки многих строек и, соответственно, падения объема транспортных перевозок, лизинг грузового транспорта также сопряжен с рядом рисков. Как и лизинг производственного и спецоборудования. И все же в этом сегменте есть некоторая активность — перевозки нужны всем.
Конкуренты
По словам Дмитрия Корчагова (ГК "Балтийский Лизинг"), последствия отсутствия кредитования в конце прошлого года еще только начинают сказываться на промышленных предприятиях. Банки, получив государственную поддержку в прошлом году, только сейчас начали рассматривать возможность кредитования реального сектора.
Судя по количеству заявок на лизинг и кредитование, по словам специалистов обеих отраслей, у банков и лизинговых компаний все же остается много общего: и у тех, и у других топ-лист непривлекательных объектов лизинга или залога возглавляют легковые автомобили и автомобили со вторичного рынка. На одной ступени с ними — производственное оборудование и железнодорожные объекты. Далее следуют лизинг грузового транспорта, спецтехники, промышленных помещений. Лизинг авиатехники — рынок очень специфический, со своими игроками и правилами работы. В списке привлекательных объектов все новое и ликвидное, что было и будет популярно и востребовано при любой экономической ситуации: новые автомобили (люди ездили и будут ездить), медицинское оборудование (независимо от экономической ситуации у врачей будут пациенты), чуть меньше и в зависимости от многих вторичных факторов — недвижимость (какая, где, какого назначения и т. п.). По итогам I квартала 2009 года ставки по лизингу и кредитам и средние сроки выдачи средств сравнялись. Теперь соперники в равных условиях. Что будет дальше — покажут пролонгации, платежи и три оставшихся квартала года.
Источник: www.credits.ru
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.