ЭЦП - новый виток в развитии

В ноябре этого года Санкт-Петербург принимал участников очередного, пятого, международного форума, посвященного проблемам использования электронной цифровой подписи. На форуме были представители более десяти государств, как членов СНГ, так и зарубежных. Представители власти, компаний-разработчиков, компаний, предоставляющих различные услуги, и тех, кто этими услугами пользуется. Три дня обсуждались как итоги прошедшего года, так и перспективные направления развития этой инфраструктуры на следующий год.


Итоги весьма противоречивые. С одной стороны, с принятием закона "Об ЭЦП" сфера использования ее довольно расширилась, что было видно и по показателям роста за прошедший год. С другой стороны, планы, намечавшиеся на прошлом форуме, во многом оказались невыполненными. Наиболее серьезной проблемой, оставшейся не решенной до сих пор, оказалось законодательное оформление деятельности корневого удостоверяющего центра, созданного и запущенного в тестовую эксплуатацию еще летом 2005 года. Росинформтехнологии, которая должна была представить в правительство соответствующие законопроекты, эту задачу решить не удалось.


Корневой УЦ действует, но действует вне правового поля и поэтому может быть использован только в качестве тестовой площадки. Не были развернуты и головные УЦ федеральных округов, хотя уже год назад эти работы были начаты, и в пяти округах готовились к запуску УЦ. Предполагалось, что в корневом УЦ будут получать аккредитацию удостоверяющие центры как правительственных, так и коммерческих структур, что позволило бы расширить пространство доверия к сертификатам, которые они выдают своим пользователям. Год назад обсуждался вопрос, каким образом реализовать такую идею, и было решено, что удостоверяющие центры, которые хотели бы получить аккредитацию в корневом УЦ, должны были пройти аттестацию на соответствие определенным требованиям, после чего они могли быть внесены в список доверенных УЦ. И это предложение не было выполнено. Хотя сейчас в списке доверенных УЦ и числится свыше пятидесяти организаций, но попали они в список, просто заполнив небольшую анкету. Вряд ли кто ее и проверял.


Итак, условия для создания единого пространства созданы не были, поэтому несколько компаний выдвинули альтернативную идею - создание виртуального пространства доверия удостоверяющих центров. Первым шагом стал запуск сервиса "Портал доверенных услуг", организаторами которого выступили НИИ "Восход", компании "Крипто-Про", СКБ "Контур", "Такском". Предполагается, что пользоваться этим порталом будут в первую очередь те, кто уже имеет цифровые сертификаты, выданные одной из компаний-организаторов. А это довольно большое количество пользователей, поскольку создавали этот портал ведущие компании, работающие на рынке предоставления услуг сдачи налоговой отчетности в онлайне. В качестве дополнительных услуг пользователи цифровых сертификатов получат возможность пользоваться защищенной почтовой системой и системой обмена документами, обеспечивающей дополнительную защиту доступа и хранения. Одно из предложений организаторов портала состояло в том, что все удостоверяющие центры приглашались присоединиться, чтобы предоставить аналогичные услуги и своим пользователям.


Как следствие, на одном из круглых столов было выдвинуто и предложение создания на основе портала и возможностей его организаторов виртуального пространства доверия, которое поддержал и представитель ФАИТ, дав обещание принять участие в работе выбранной на этом же форуме комиссии. Кто знает, может быть, действительно, если государственные структуры не торопятся принимать решения, это удастся сделать коммерческим? О коммерческих структурах мы еще поговорим далее, а пока не забудем и о государственных. Наиболее продвинутой в области применения ЭЦП государственной структурой является многими не любимая налоговая инспекция. Уже несколько лет сдача налоговой отчетности многими осуществляется в онлайновом режиме через Интернет с использованием электронной цифровой подписи. Только у СКБ "Контур", представляющего такие услуги во всех регионах России, количество клиентов (а это - отдельные организации) превысило полторы сотни тысяч.


За прошедшие годы система представления отчетности не только доказала свою работоспособность и получила широкое распространение, но и выявила ряд проблем. Идет нормальный процесс перехода количества в качество. ФНС России вводит новые сервисы, которые повышают привлекательность такого общения для налогоплательщиков. Один из негативных моментов, выявленный в ходе эксплуатации системы, - множественность программно-аппаратных реализаций ее функционирования. Компании, которые, согласно приказам МНС РФ, являются спецоператорами связи, используют оригинальные решения, что вызывает много проблем на стороне налоговых органов. Отсюда и вытекает стремление ФНС России к унификации системы.


И решается это за счет создания собственной структуры удостоверяющих центров, чьи сертификаты будут действительны в любом уголке России. Удостоверяющие центры действующих систем сдачи отчетности могут получить аккредитацию и стать полноправными членами новой системы. В этом случае и сертификаты, выданные ими, будут значимыми на всей территории государства. Согласятся ли с таким предложением действующие компании (среди которых три имеют значительное количество клиентов), покажет время.


НИИ "Восход", о котором уже упоминалось выше, занимается внедрением электронных информационных систем, в которых также применяется ЭЦП, в других государственных структурах. Ими запущена система ГАС "Выборы", готова к запуску система ГАС "Правосудие". Но вот что тревожит (и это опять следствие непринятия решений на государственном уровне). В каждой системе создается своя собственная инфраструктура удостоверяющих центров. Помимо головного УЦ, центры регистраций будут создаваться в каждом регионе. В итоге может получиться, что в каждом регионе будут действовать по три и более центра регистрации, хотя для обеспечения работы всех этих информационных систем можно было бы обойтись и одним ЦР для региона.


Цифровая подпись может быть использована не только в рамках решения государственных задач, но и в чисто коммерческих целях. Ярким примером тому послужил доклад ФГУП НИИР, ЗАО "АНК" и ОАО "Авторская платежная система", посвященный теме защиты интеллектуальной собственности. Система, разработанная этими организациями, является на сегодняшний день лучшей в мире (пример тому - разнообразные международные награды, уже полученные разработчиками).


Предлагаемая АПС построена на современных технологиях в области предоставления массовых услуг: электронная платежная платформа, удостоверяющие центры, электронная цифровая подпись, современные системы управления базами данных, системы подвижной, фиксированной и кабельных сетей связи, системы цифрового телерадиовещания. АПС позволяет депонировать объекты интеллектуальной собственности (ОИС) в защищенные базы данных, заключать электронные договоры и осуществлять на их основе достоверный биллинг, контролировать использование контрафактной продукции.


Учет использования авторских и смежных прав производится с помощью устройств-регистраторов, размещаемых непосредственно в точках использования ОИС (радиостанции, телестудии, системы доставки контента). Все операции в АПС приобретают полную юридическую значимость путем использования электронных цифровых подписей, полученных в сертифицированном удостоверяющем центре, а также благодаря развернутой инфраструктуре открытого ключа. Действия участников АПС осуществляются удаленно путем использования системы защищенных веб-сервисов, которые включают в себя депонирование ОИС, заключение авторских и иных договоров, управление выплатами, получение полной статистики и отчетов, контроль за незарегистрированными произведениями, проходящими через АПС.


На основании точного и полноценного учета использования авторских прав производятся выплаты в пользу правообладателей. Выплаты осуществляются в режиме реального времени любым выбранным способом: на банковский счет, на счет в электронной платежной платформе, на персональный мобильный кошелек через оператора сотовой связи.


О другом примере использования ЭЦП рассказали представители Эстонии. Сегодня Эстония - наиболее развитое в области применения ЭЦП европейское государство. Карточки с сертификатами цифровой подписи выданы почти всему взрослому населению, а пользуется ими уже чуть более трети. Одна и та же карточка может быть использована как для оплаты проезда в общественном транспорте, так и для участия в выборах и референдумах. Первое подобное голосование было впервые проведено в Эстонии в прошлом году.


Возвращаясь к проблемам использования ЭЦП в России, хотелось бы отметить два момента. Первый - обеспечение совместимости СКЗИ на уровне сертификатов и форматов подписей. Эта задача к настоящему времени в целом решена - ведущие производители средств СКЗИ выполнили работы, позволяющие проводить обмен информацией между системами, реализованными на разных средствах. Базовым стандартом де-факто стали разработки компании "Крипто-Про". Но только лишь была реализована эта задача, как эта компания вышла с новым предложением - ввести новый, улучшенный формат подписи, соответствующий действующим европейским стандартам.


Разработки уже выполнены, теперь следующая стадия - внедрение их в действующие и новые системы документооборота. "Крипто-Про" разработала и проект стандарта, который предприятия могут использовать для придания юридического статуса новому формату подписи. К сожалению, после отмены системы ГОСТов реализовать предложенный стандарт в качестве общероссийского пока крайне затруднительно.


Второй момент - выход системы ИОК на международные отношения. Здесь проблемы заключаются в том, что в разных государствах в качестве СКЗИ приняты собственные средства, что серьезно затрудняет процесс взаимодействия на уровне электронных документов, имеющих цифровую подпись. Одним из возможных способов решения проблемы является развертывание служб DVCS (Data Validation and Certification Server). Эти службы являются третьими доверенными сторонами и должны обеспечить подтверждение действительности ЭЦП одной из сторон документооборота. Решением проблемы занимаются ряд российских компаний, среди которых и организатор форума - компания ЗАО "АНК". Наибольшую заинтересованность сегодня с другой стороны проявляет Балтийский союз поддержки экспорта сельхозпродукции (Эстония).


На конференции обсуждались и другие доклады и проблемы. Как всегда, общение велось и в перерывах, и после завершения рабочего дня. Для многих компаний конференция явилась и местом, где можно было найти новых партнеров, обсудить возможные совместные разработки. Результатов осталось ждать уже меньше года - на заключительном совещании было решено в следующем году провести в Санкт-Петербурге очередную, юбилейную, конференцию по проблемам ИОК.


* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.


Комментировать
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом