Человек с «Калашниковым». Окончание рассказа об истории взлета и падения Виктора Бута
Ирина Лагунина: Исследователям жизни российского предпринимателя Виктора Бута, получившего мировую известность благодаря своей способности доставлять оружие в любую точку мира, удалось собрать о нем такую картину. Рисую ее по книге Дугласа Фара и Стивена Брауна. Оружие, несомненно, составляло основу его доходов. Как говорил о нет следователь ООН Йохан Пелеман, его преимущество составляло то, что он смог создать замкнутый цикл – взять оружие, довезти его до потребителя и найти удобную форму оплаты – будь то доллары, алмазы, колтан, или золото. Расследование ООН нарушений санкций в Анголе вскрыло часть его операций в этой стране. С июля 1997 года по октябрь 1998-й самолеты Бута совершили 37 полетов из болгарского города Бургас в Того – с оружием, предназначенным для ангольской повстанческой группировки УНИТА. Грузы включали в себя 20 тысяч зарядов для миномета, 6300 противотанковых ракет 790 автоматов Калашникова, 1000 гранатометов и 15 миллионов патронов. Общая стоимость поставок – около 14 миллионов долларов. Но, как пишут авторы книги «Торговец смертью», настоящее богатство пришло к нему тогда, когда он понял, что не надо гонять самолеты пустыми обратно. На них можно вести коммерческие грузы. Например, гладиолусы, которые он купил в Йоханнесбурге за 2 доллара штука и продал в Дубае за 100. Он возил все, что требовало самолетной перевозки. Оружие всем сторонам войн в Африке и продовольственную помощь ООН обнищавшим в результате конфликтов народам тех же африканских стран. Он вооружал воюющие стороны, и привозил на место – в Сомали и Руанду – миротворцев ООН. И иногда он действовал только ради одной стороны. Он привез делегацию для переговоров с террористической группой Абу Сайяфа, которая в то время держала европейских заложников на Филиппинах. И его же самолеты доставляли гуманитарную помощь на Шри-Ланку после цунами 2004 года.
Так же двояко, как он к своему ремеслу, относились правительства мира к его личности. Им занималось множество разведок мира, начиная от южноафриканской и заканчивая британской МИ6. И каждая представила свои данные, какую прибыль он получил от поставок афганским талибам – причем поставок не только оружия и самолетов, но и, например, домашней электроники. Но какая разница – 80 это миллионов или 30. Именно связь с талибами позволила Соединенным Штатам наложить арест на его счета по статье финансирование терроризма. И каким скандалом обернулось британское и американское журналистское расследование, выявившее, что его самолеты летают в Багдад по контракту с Пентагоном. Рассказывает соавтор книги «Торговец смертью» Дуглас Фара.
Дуглас Фара: Он показал себя исключительно нужным человеком для американских военных. Его самолеты уже были в Шардже, в Объединенных Арабских Эмиратах, что было очень удобно. А потом – он предложил лучшие условия, чем другие. Американские военные потом говорили, что они были в безвыходном состоянии, они не могли уже поддерживать тыловое обеспечение такой оккупации, в какую вылилась операция в Ираке. Они искали подрядчиков по всему миру. А тут под боком – Виктор Бут с его грузовыми «Антоновыми» и ИЛ-76, одним из самых больших транспортных самолетов в мире. И они даже не потрудились проверить, с кем заключают контракт. Так он начал летать в Ирак. Но для меня самый серьезный вопрос был не как он начал, а почему после того, как его личность и принадлежность его компании была установлена, он продолжал летать еще в течение нескольких месяцев.
Ирина Лагунина: Дуглас Фара, соавтор книги «Торговец смертью». В конце концов Администрация по контролю за соблюдение законов о наркотиках – ведомство в составе Министерства юстиции США, которое занимается подобными расследованиями, - заслала к Буту своего агента под видом представителя колумбийской группировки ФАРК, официально признанной террористической организации. До сих пор не могу понять, почему Виктор Бут, человек со знанием шести иностранных языков, мог купиться на такой незамысловатый прием. Как он мог не знать, что в июне 2007 года федеральные агенты США абсолютно таким же образом арестовали в Испании сирийского торговца оружием Монсера аль-Кассара. Там тоже агента представился членом группировки ФАРК. Могу только предположить, что жизнь в Москве в последние годы окончательно отрезала даже Виктора Бута от информации о том, что на самом деле происходит в мире. И это, как подчеркивает Дуглас Фара, довольно чистое дело, по которому легко можно присудить лишение свободы. Все остальное вряд ли будет приниматься в расчет, ведь так?
Дуглас Фара: Потрясающая черта господина Бута, и мы это неоднократно подчеркиваем в книге, состоит в том, что большая часть того, что он делал, не является нелегальной активностью. Большей частью он только нарушал эмбарго на поставки оружия – как в случае с талибами, так и в Африке. Технически, единственное, что может сделать ООН в таком случае, это сказать – вы нехороший человек, прекратите это делать. Но нет никакого механизма, который позволял бы отдельным странам наказать человека за эти действия.
Ирина Лагунина: Даже в случае таких явных нарушений, какие совершал Виктор Бут?
Дуглас Фара: Именно так. И мы об этом тоже говорим в книге. Вот перед вами горы информации. Все доклады, с которыми выступала ООН, были опубликованы и находились в прямом доступе. И никто просто не обратил на них внимание, никто ничего не предпринял. ООН наложила санкции на его перемещение. Однако он свободно путешествовал по миру. Его самолеты поднимались в воздух и летали туда, куда ему было нужно. Доказано, что он снабжал оружием самых кровавых диктаторов и повстанцев в Африке, и в то же время он получает многомиллионный контракт с Пентагоном на доставку грузов в Ирак. Так что, действительно, можно сказать: да, подумаешь? А что он сделал?
Ирина Лагунина: Действительно, что он сделал? Дуглас Фара упомянул доклады ООН о многочисленных нарушениях санкций в многочисленных странах Африки. Один из экспертов, нанятых ООН для проведения расследования, Алекс Вайнс, впервые вышел на след Виктора Бута в 90-х годах в Анголе. Алекс Вайнс работал тогда в правозащитной организации Human Rights Watch. Как ему видится Виктор Бут.
Алекс Вайнс: Он – бизнесмен. Где бы ни возникал хороший бизнес, он за него хватался. Никакой моральной стороны в его работе не существовало. Кто платил большие деньги, на того он и работал. Именно поэтому у него был законный бизнес, коммерческие операции в «серой зоне» и абсолютно незаконный бизнес в нарушение санкций ООН.
Ирина Лагунина: Вы отслеживали его путь дальше, после Анголы?
Алекс Вайнс: Я был инспектором ООН по соблюдению санкций в Западной Африке. И я, конечно же, расследовал его бизнес в Сьерра-Леоне и Либерии. На самом деле он просто очень дерзким человек, и благодаря этому стал известен и получил мировую известность, стал своего рода символом нарушения санкций ООН. На самом деле в этот бизнес вовлечена масса людей, они просто меньше бросаются в глаза.
Ирина Лагунина: Вот, вы были в числе тех, кто проводил расследование ООН. Но какие механизмы есть у Объединенных Наций, чтобы остановить подобных людей?
Алекс Вайнс: ООН может проводить расследование против отдельных лиц, нарушающих режим санкций. И в результате Виктор Бут оказался в списках сразу нескольких расследований. Против него самого были введены санкции – ООН ввела запрет на его перемещение. Но он свободно путешествовал, правда, сказав это, должен заметить, что у него также было несколько паспортов. Например, у него есть боливийский паспорт, и многие другие.
Ирина Лагунина: ООН сделала какой-то вывод из всей этой истории?
Алекс Вайнс: Определенные выводы были сделаны. Но не забывайте, что конец 90-х годов и начало это века были уникальным периодом для Африки. Обычно намного больше оружия проходит через двусторонние контакты между государствами и обычно государства нарушают санкции, а не частные лица типа Бута, работающие в таких вот «серых зонах» законодательства. Было бы неверно думать, что такая вот незаконная деятельность процветает постоянно. Если вы почитаете последние доклады ООН о нарушении санкций, вы заметите, что большинство оружия, например, в Демократическую республику Конго поступило из соседних стран, а во многих случаях повстанцы просто воспользовались халатностью и недисциплинированностью местных военных и разграбили склады оружия.
Ирина Лагунина: Так может быть, действительно, вся эта кампания против Бута носит чисто политический характер, его просто преследуют американцы, причем по политическим мотивам, как заявляют в суде и он сам, и его компаньон, бежавший по подложному паспорту из США на территорию России после того, как его бизнес на американской территории был арестован.
Алекс Вайнс: Господин Бут явно нарушил санкции ООН. И Россия поставила свою подпись под запретом на его перемещение в мире. Россия не воздержалась, не проголосовала против. Она проголосовала «за». Так что российское правительство явно поддержало мысль о том, что действия господина Бута нежелательны для международного сообщества. И может быть, не стоит забывать о том, что Кремль согласился с тем, что действия Бута шли вразрез с определенными международными нормами.
Ирина Лагунина: Алекс Вайнс, эксперт по Африке, участвовавший в нескольких расследованиях ООН. Вновь к соавтору книги «Торговец смертью» Дугласу Фара. Учитывая все, сказанное выше, вам не кажется поведение России несколько странным?
Дуглас Фара: Если посмотреть, что происходит сейчас в Таиланде, на все эти великие российские усилия освободить его оттуда, то понятно, что у него очень высокие связи в России. Как говорят по-русски? У него в России своя «крыша», да? И она очень высокая.
Ирина Лагунина: А в чем вы видите давление российских властей в Таиланде?
Дуглас Фара: Они довольно жестко надавили на тайское правительство, предложив при этом условие, что он предстанет перед российским судом за неуплату налогов. Более того, они вдруг обнаружили чрезвычайную любовь к народу Таиланда и предложили им очень выгодные газовые и нефтяные контракты. Впрочем, российская сторона подчеркивает, что это совсем не связано с Бутом. Но американская сторона наблюдает разработанный план по возвращению господина Бута домой, а не в Соединенные Штаты.
Ирина Лагунина: Дуглас Фара, соавтор книги «Торговец смертью». За отсутствие морали, как в действиях частных лиц, так и государств, не судят. Но даже нашумевший фильм «Оружейный барон», с практически Виктором Бутом в качестве главного героя, когда подумаешь, сколько людей убито этим оружием, воспринимается иначе. Хорошо хоть, что следующий фильм будет уже не о Викторе Буте, а о женщине, которая одна из первых стала расследовать его деятельность – о сотруднице правозащитной организации Кэти Остин. И хорошо, что выбор актрисы Анжелины Джоли на эту роль сделает его кассовым.
Источник: www.svobodanews.ru
Так же двояко, как он к своему ремеслу, относились правительства мира к его личности. Им занималось множество разведок мира, начиная от южноафриканской и заканчивая британской МИ6. И каждая представила свои данные, какую прибыль он получил от поставок афганским талибам – причем поставок не только оружия и самолетов, но и, например, домашней электроники. Но какая разница – 80 это миллионов или 30. Именно связь с талибами позволила Соединенным Штатам наложить арест на его счета по статье финансирование терроризма. И каким скандалом обернулось британское и американское журналистское расследование, выявившее, что его самолеты летают в Багдад по контракту с Пентагоном. Рассказывает соавтор книги «Торговец смертью» Дуглас Фара.
Дуглас Фара: Он показал себя исключительно нужным человеком для американских военных. Его самолеты уже были в Шардже, в Объединенных Арабских Эмиратах, что было очень удобно. А потом – он предложил лучшие условия, чем другие. Американские военные потом говорили, что они были в безвыходном состоянии, они не могли уже поддерживать тыловое обеспечение такой оккупации, в какую вылилась операция в Ираке. Они искали подрядчиков по всему миру. А тут под боком – Виктор Бут с его грузовыми «Антоновыми» и ИЛ-76, одним из самых больших транспортных самолетов в мире. И они даже не потрудились проверить, с кем заключают контракт. Так он начал летать в Ирак. Но для меня самый серьезный вопрос был не как он начал, а почему после того, как его личность и принадлежность его компании была установлена, он продолжал летать еще в течение нескольких месяцев.
Ирина Лагунина: Дуглас Фара, соавтор книги «Торговец смертью». В конце концов Администрация по контролю за соблюдение законов о наркотиках – ведомство в составе Министерства юстиции США, которое занимается подобными расследованиями, - заслала к Буту своего агента под видом представителя колумбийской группировки ФАРК, официально признанной террористической организации. До сих пор не могу понять, почему Виктор Бут, человек со знанием шести иностранных языков, мог купиться на такой незамысловатый прием. Как он мог не знать, что в июне 2007 года федеральные агенты США абсолютно таким же образом арестовали в Испании сирийского торговца оружием Монсера аль-Кассара. Там тоже агента представился членом группировки ФАРК. Могу только предположить, что жизнь в Москве в последние годы окончательно отрезала даже Виктора Бута от информации о том, что на самом деле происходит в мире. И это, как подчеркивает Дуглас Фара, довольно чистое дело, по которому легко можно присудить лишение свободы. Все остальное вряд ли будет приниматься в расчет, ведь так?
Дуглас Фара: Потрясающая черта господина Бута, и мы это неоднократно подчеркиваем в книге, состоит в том, что большая часть того, что он делал, не является нелегальной активностью. Большей частью он только нарушал эмбарго на поставки оружия – как в случае с талибами, так и в Африке. Технически, единственное, что может сделать ООН в таком случае, это сказать – вы нехороший человек, прекратите это делать. Но нет никакого механизма, который позволял бы отдельным странам наказать человека за эти действия.
Ирина Лагунина: Даже в случае таких явных нарушений, какие совершал Виктор Бут?
Дуглас Фара: Именно так. И мы об этом тоже говорим в книге. Вот перед вами горы информации. Все доклады, с которыми выступала ООН, были опубликованы и находились в прямом доступе. И никто просто не обратил на них внимание, никто ничего не предпринял. ООН наложила санкции на его перемещение. Однако он свободно путешествовал по миру. Его самолеты поднимались в воздух и летали туда, куда ему было нужно. Доказано, что он снабжал оружием самых кровавых диктаторов и повстанцев в Африке, и в то же время он получает многомиллионный контракт с Пентагоном на доставку грузов в Ирак. Так что, действительно, можно сказать: да, подумаешь? А что он сделал?
Ирина Лагунина: Действительно, что он сделал? Дуглас Фара упомянул доклады ООН о многочисленных нарушениях санкций в многочисленных странах Африки. Один из экспертов, нанятых ООН для проведения расследования, Алекс Вайнс, впервые вышел на след Виктора Бута в 90-х годах в Анголе. Алекс Вайнс работал тогда в правозащитной организации Human Rights Watch. Как ему видится Виктор Бут.
Алекс Вайнс: Он – бизнесмен. Где бы ни возникал хороший бизнес, он за него хватался. Никакой моральной стороны в его работе не существовало. Кто платил большие деньги, на того он и работал. Именно поэтому у него был законный бизнес, коммерческие операции в «серой зоне» и абсолютно незаконный бизнес в нарушение санкций ООН.
Ирина Лагунина: Вы отслеживали его путь дальше, после Анголы?
Алекс Вайнс: Я был инспектором ООН по соблюдению санкций в Западной Африке. И я, конечно же, расследовал его бизнес в Сьерра-Леоне и Либерии. На самом деле он просто очень дерзким человек, и благодаря этому стал известен и получил мировую известность, стал своего рода символом нарушения санкций ООН. На самом деле в этот бизнес вовлечена масса людей, они просто меньше бросаются в глаза.
Ирина Лагунина: Вот, вы были в числе тех, кто проводил расследование ООН. Но какие механизмы есть у Объединенных Наций, чтобы остановить подобных людей?
Алекс Вайнс: ООН может проводить расследование против отдельных лиц, нарушающих режим санкций. И в результате Виктор Бут оказался в списках сразу нескольких расследований. Против него самого были введены санкции – ООН ввела запрет на его перемещение. Но он свободно путешествовал, правда, сказав это, должен заметить, что у него также было несколько паспортов. Например, у него есть боливийский паспорт, и многие другие.
Ирина Лагунина: ООН сделала какой-то вывод из всей этой истории?
Алекс Вайнс: Определенные выводы были сделаны. Но не забывайте, что конец 90-х годов и начало это века были уникальным периодом для Африки. Обычно намного больше оружия проходит через двусторонние контакты между государствами и обычно государства нарушают санкции, а не частные лица типа Бута, работающие в таких вот «серых зонах» законодательства. Было бы неверно думать, что такая вот незаконная деятельность процветает постоянно. Если вы почитаете последние доклады ООН о нарушении санкций, вы заметите, что большинство оружия, например, в Демократическую республику Конго поступило из соседних стран, а во многих случаях повстанцы просто воспользовались халатностью и недисциплинированностью местных военных и разграбили склады оружия.
Ирина Лагунина: Так может быть, действительно, вся эта кампания против Бута носит чисто политический характер, его просто преследуют американцы, причем по политическим мотивам, как заявляют в суде и он сам, и его компаньон, бежавший по подложному паспорту из США на территорию России после того, как его бизнес на американской территории был арестован.
Алекс Вайнс: Господин Бут явно нарушил санкции ООН. И Россия поставила свою подпись под запретом на его перемещение в мире. Россия не воздержалась, не проголосовала против. Она проголосовала «за». Так что российское правительство явно поддержало мысль о том, что действия господина Бута нежелательны для международного сообщества. И может быть, не стоит забывать о том, что Кремль согласился с тем, что действия Бута шли вразрез с определенными международными нормами.
Ирина Лагунина: Алекс Вайнс, эксперт по Африке, участвовавший в нескольких расследованиях ООН. Вновь к соавтору книги «Торговец смертью» Дугласу Фара. Учитывая все, сказанное выше, вам не кажется поведение России несколько странным?
Дуглас Фара: Если посмотреть, что происходит сейчас в Таиланде, на все эти великие российские усилия освободить его оттуда, то понятно, что у него очень высокие связи в России. Как говорят по-русски? У него в России своя «крыша», да? И она очень высокая.
Ирина Лагунина: А в чем вы видите давление российских властей в Таиланде?
Дуглас Фара: Они довольно жестко надавили на тайское правительство, предложив при этом условие, что он предстанет перед российским судом за неуплату налогов. Более того, они вдруг обнаружили чрезвычайную любовь к народу Таиланда и предложили им очень выгодные газовые и нефтяные контракты. Впрочем, российская сторона подчеркивает, что это совсем не связано с Бутом. Но американская сторона наблюдает разработанный план по возвращению господина Бута домой, а не в Соединенные Штаты.
Ирина Лагунина: Дуглас Фара, соавтор книги «Торговец смертью». За отсутствие морали, как в действиях частных лиц, так и государств, не судят. Но даже нашумевший фильм «Оружейный барон», с практически Виктором Бутом в качестве главного героя, когда подумаешь, сколько людей убито этим оружием, воспринимается иначе. Хорошо хоть, что следующий фильм будет уже не о Викторе Буте, а о женщине, которая одна из первых стала расследовать его деятельность – о сотруднице правозащитной организации Кэти Остин. И хорошо, что выбор актрисы Анжелины Джоли на эту роль сделает его кассовым.
Источник: www.svobodanews.ru