Роскачество опубликовало исследование шпрот
Российская система качества (Роскачество) провела исследование шпрот в масле. Исследования показали полную безопасность присутствующих в российских магазинах консервов. Однако, качество популярного продукта все же вызывает ряд вопросов.
20 образцов самых популярных у россиян марок шпрот исследовали по 35 показателям качества и безопасности, включая общую бактериальную обсемененность, наличие канцерогенов и пестицидов, соответствие заявленным свойствам и массе продукта. Кроме того, Роскачество дополнительно провело уникальное ДНК-исследование, которое позволило определить видовую принадлежность каждого образца. Для проведения лабораторных исследований были привлечены лучшие лаборатории страны, в том числе испытательные центры Росрыболовства и Россельхознадзора.
Исследование Роскачества подтвердило безопасность консервов – ни в одном образце не выявлено нарушений санитарных правил. Согласно результатам тестов, два товара под торговыми марками Знак качества и Рыбное меню дотянулись до повышенных требований стандарта Роскачества. Решение о присвоении им российского Знака качества эксперты примут после проведения оценки производства, в ходе которой будет в том числе определен уровень его локализации.
В категорию качественных товаров попали образцы Каждый день. Либава, Gold Fish, ДальмореПродукт, Старая Рига.
Роскачество также провело пока еще уникальные для нашей страны исследования: все образцы были изучены с точки зрения видовой принадлежности на уровне ДНК-анализа. Согласно результатам исследования, в товаре под торговой маркой Крупные шпроты вместо заявленной на этикетке кильки была рыба семейства сельдевых, а производители брендов Вкусные консервы и Фрегат, указавшие, что кладут в банку салаку, напротив, положили кильку.
По мнению исполнительного директора «Рыбного Союза» Сергея Гудкова, «Если производители подменяют один вид другим, то они подменяют и документы, подтверждающие безопасность продукции и результаты лабораторных исследований. Бывали случаи, когда подмена наименования происходила без злого умысла, но это — еще большая катастрофа. Это неконтролируемые процессы на производстве».
В рамках исследования Роскачеством также изучалось содержание в шпротах канцерогенов – бензапирена, крезола и бензантрацена, которые образуются в процессе сгорания топлива, в том числе, при копчении рыбы. Интересно, что в Евросоюзе, эти вещества нормируются лишь суммарно с бензапиреном. При этом специалисты Роскачества, заботясь о потребителе, ввели в опережающий стандарт отдельные нормы по каждому из данных канцерогенов.
В результате испытаний распространенные потребительские мифы о наличии канцерогенов и пестицидов в консервах не подтвердились – ни в одном образце данных веществ обнаружено не было.
Несмотря на то, что российский рынок шпрот действительно наполнен безопасной продукцией, несоответствия по маркировке породили большое количество «товаров с нарушениями». В большинстве случаев обнаружены нарушения заявленного ГОСТа — 13 образцов не соответствуют заявленному на упаковке государственному стандарту по целому ряду показателей. Важно отметить, что производители имеют право выпускать продукцию по любой нормативной документации (ГОСТ или ТУ), но при этом не должны вводить потребителей в заблуждение. Таким образом, данным производителям достаточно изменить маркировку, перестать ссылаться на ГОСТ и их товары смогут попасть в категорию качественных и безопасных товаров, хотя по качественным и потребительским характеристикам и не смогут претендовать на государственный Знак качества.
Так, например, равномерность длины рыбы в банке регламентируется ГОСТом на уровне не более двух сантиметров. Для образцов Главпродукт, Пелагус, Шпроты Балтики, FINE LIFE и 5 Морей неравномерная калибровка тушек явилась единственным показателем, по которому они попали в группу товаров с нарушениями.
Кроме того, ГОСТом ограничивается и повышенное присутствие в масле осадка с кусками рыбы. Такими несоответствиями заявленного ГОСТа отметились шпроты под торговыми марками Барс и Вкусные консервы.
Заведующая кафедры технологии продуктов питания Калининградского государственного технического университета Инна Титова считает, что «Т.н. отстой в масле шпрот зависит от того, как было проведено копчение и сколько влаги осталось в самой рыбе. Если одновременно в печи коптится партия мелкой и крупной рыбки, то коптильщик ориентирует аппарат на мелкую и сокращает время процесса. Крупная рыба тоже достигнет готовности, но при этом потеряет меньше влаги, поэтому отдаст ее уже в банке, и тогда отстоя будет больше. Кстати, вопреки народным мифам, есть в шпротах можно все, даже масло. Просто надо помнить, что шпроты – это закусочный продукт, который не является постоянным продуктом питания человека».
Кроме того, в ряде образцов выявлены несоответствия этикетке по общему весу товара, а также нарушение ГОСТа по соотношению массы рыбы к общей массе товара. То есть потребитель получает меньше продукта, чем ожидал и чем за него заплатил. Это продукция под торговыми марками Беринг, Вкусные консервы, Морская радуга, Русский рыбный мир и Stella maris.
При этом еще несколько образцов с аналогичными проблемами не могут быть формально признаны нарушителями по данным показателям: их производители указали на маркировке, что товар выпущен по их собственным техническим условиям (ТУ), а не по ГОСТу.
«Именно технические условия предприятия (ТУ) предоставляют предприятию возможность для снижения качества своей продукции, – считает председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин. – Во-первых, потому что никто из покупателей обычно не знает и не понимает, что это за ТУ и что в этих ТУ содержится, а, во-вторых, точно не пойдет в лабораторию или суд, чтобы отстаивать свое право на качество из-за двух-трех банок консервов. Кроме того, по смыслу ст. 21 Закона «О стандартизации», производитель не обязан, а всего лишь может предоставлять проект технических условий перед их утверждением в соответствующий технический комитет для проведения экспертизы, по результатам которой готовится соответствующее заключение. Эти условия могут быть направлены не на интересы потребителя, а на конкретные коммерческие интересы».
Источник: business-news.ru