Принцип деньги любят тишину - в кризис не актуален. Андорра отменяет принцип "банковской тайны"

Принцип деньги любят тишину - в кризис не актуален. Андорра отменяет принцип "банковской тайны"


Андорра отменит принцип "банковской тайны" к ноябрю 2009 г. Как сообщило сегодня правительство княжества, причиной этой меры стало стремление Андорры быть исключенной из списка стран, являющихся "налоговым раем".

Напомним, что в феврале премьер-министр Андорры Альбер Пэнта Сантолариа заявил, что правительство прилагает значительные усилия для того, чтобы выйти из составленного Организацией экономического сотрудничества и развития /ОЭСР/ "черного списка" государств, отказывающихся сотрудничать с международными структурами в вопросе контроля финансовых потоков. Отметим, что наряду с Андоррой, ОЭСР включила в этот список Монако и Лихтенштейн.

Как сообщается в распространенном правительством Андорры официальном документе, законопроект, отменяющий принцип "банковской тайны" в рамках двусторонних соглашений по обмену информацией, будет утвержден правительством Андорры к 1 сентября этого года. Голосование же в местном парламенте пройдет не позднее 15 ноября.

После одобрения законопроекта власти Андорры предложат своим партнерам, "в первую очередь Франции", подписать новые соглашения об обмене налоговыми данными.

В декларации, которая была подписана 10 марта в Париже в присутствии представителей французских властей, отмечается, что Андорра начала "масштабную программу реформирования финансового законодательства".

"Правительство /княжества/ Андорры работает, не покладая рук, над этим вопросом, - сказал премьер-министр страны. - Один из приоритетов сделать так, чтобы Андорра не расценивалась как "налоговый рай", в особенности соседними государствами, Францией и Испанией". Его слова прозвучали на фоне заявления президента Франции Николя Саркози о том, что в рамках усилий по преодолению мирового кризиса необходимо уделить серьезное внимание проблеме "налогового рая". Французский президент, который является конституционным главой Андорры /наравне с епископом испанского города Сео-де-Урхеля/, указал на возможность пересмотра отношений с Андоррой и Монако.

Решение Андорры отказаться от принципа банковской тайны следует считать показательным. Одной из главных тем предстоящего в апреле саммита G20 в Лондоне будет борьба с действующим в ряде стран финансовым режимом "налогового рая", который включает в себя низкие ставки налогов и, в первую очередь, банковскую тайну. В результате граждане государств с более жестким налоговым режимом, а также международные корпорации используют эти зоны для укрывательства доходов.

Между тем, Швейцария, являющаяся самым последовательным сторонником сохранения принципа банковской тайны, продолжает отстаивать свою позицию на этот счет. В конце прошлого года швейцарские банки заявили, что перекрывают доступ к своим тайнам. Тогда же было принято решение, что в 2009 году ужесточаются санкции за нарушение банковской тайны. Такие меры страна принимает в ответ на давление со стороны Евросоюза и США, которые занялись активным поиском собственных граждан, уклоняющихся от налогов. По оценкам экспертов Швейцария - самый крупный оффшорный центр в мире и хранит 2 трлн долл. Это примерно треть необъявленных доходов.

Ужесточение доступа к швейцарским банковским счетам сопровождает вполне конкретными меры, из которых швейцарцы не стали делать тайны. Так максимальное наказание за нарушение банковской тайны предусматривает 5 лет лишения свободы и штраф до 500 тысяч долларов. С 1 января этого года швейцарские власти ужесточают ответственность за разглашение информации о клиенте банка, сообщил вице-президент швейцарского банка "Фрей" Даниэль Колер: "Принцип банковской тайны, в первую очередь, нацелен на защиту интересов клиентов банка, но не на защиту самого банка. Но этот принцип никоим образом не защищает уголовно наказуемые деяния. Чтобы банк раскрыл информацию о своем клиенте, о его счетах, необходимо, чтобы он также был признан виновным швейцарским судом, что, в общем-то, достаточно сложная процедура".

Россияне хранят в швейцарских банках более 25 млрд долл. Но криминальных денег среди них нет, уверен вице-президент швейцарско-российского форума, вице-президент федеральной адвокатской палаты Юрий Пилипенко. Он связывает ужесточение санкций с желанием швейцарских властей вернуть доверие иностранных клиентов и привлечь их средства: "Швейцария как финансовый рай давно потеряла престиж среди российских бизнесменов, уже лет 10 как она сотрудничает с российской правоохранительной системой. Люди, у которых есть причины опасаться любопытства со стороны государства, сменили место, где держат счета. Лондон на сегодняшний день является более модной финансовой столицей, нежели Цюрих, много преимуществ у арабских банков".

В подтверждение этих слов напомним, что в свое время российская прокуратура добилась ареста швейцарских счетов известного предпринимателя Бориса Березовского, укрывающегося от российских правоохранительных органов в Туманном Альбионе. "Но вряд ли деньги /Б.Березовского на швейцарских счетах/ будут конфискованы", - полагает швейцарский адвокат Михаэль Мрац: "Конфискация с последующим переводом денег может быть проведена только по окончательному решению суда. Я не знаю деталей этого дела, но, судя по всему, пока все эти деньги только заморожены. Дело очень сложное и расследование будет долгим. Эти средства могут быть заблокированы на 5 - 7 лет", - полагает М.Мрац.

Между тем, швейцарские банкиры признаются, что в условиях кризиса защищать банковскую тайну станет труднее. Правительства оказывают банкам финансовую поддержку, но взамен настойчиво требуют исчерпывающую информацию о клиентах. Стоить отметить также, что в то время как правительство Швейцарии ведет переговоры с Евросоюзом, отстаивая нерушимость тайны банковских вкладов, в самой отрасли разгорелся спор об "этичности" этой тайны. Закон с 1934 года требует от швейцарских банков соблюдения тайны вкладов их клиентов. Банкам-нарушителям закона грозят крупные штрафы, а менеджерам - тюремное заключение. Единственным условием раскрытия тайны является подозрение в коррупции или в отмывании денег.

Хотя банковскую тайну придумали не в Швейцарии, население именно этой страны горячо поддерживает этот институт: три четверти швейцарцев выступают против отмены банковской тайны, требуемой Евросоюзом и в случаях, когда владелец вклада уклоняется от уплаты налогов. Проблема, однако, в том, что швейцарское законодательство считает неуплату налогов правонарушением, но не преступлением, влекущим за собой отмену в каком-либо конкретном случае банковской тайны. Один из швейцарских банкиров - вышедший на пенсию Ханс Бэр - заявил в свое время, что не видит большой разницы между правонарушением и преступлением, вот почему сохранение банковской тайны "неэтично", приводит его слова немецкая Deutsche Welle. Если граждане какой-либо страны не платят налогов, то это значит, что что-то не в порядке с доверием граждан к своему государству, заявляют сторонники сохранения принципа банковской тайны.

Швейцария, между тем, с готовностью оказывает помощь иностранным государствам в юридическом преследовании тех, кто злостно обманным путем уклоняется от уплаты налогов, но не в отношении недоимщиков. В основе нынешнего спора лежит 51-ая статья соглашения между Швейцарской Конфедерацией и Европейским Союзом, соблюдение которой могло бы вынудить швейцарские власти покончить с такой дифференциацией и предоставлять Евросоюзу сведения, ныне защищаемые законом о тайне вкладов.

Надо учитывать и тот факт, что тайна вкладов сделала Швейцарию желанной страной для сотен тысяч самых богатых людей мира, что приносило и приносит альпийской стране огромные доходы. Трудно поверить, что снятие торговых барьеров между Швейцарией и ЕС компенсирует потери от возможной отмены этой тайны.

Для России, страны, в которой банковской тайны не было и не предвидится, дискуссии по поводу отмены принципа банковской тайны в той же Швейцарии, Люксембурге или Андорре, также важны – бегство капитала из страны в период кризиса – реальное явление. Другое дело, что сокращение числа европейских стран с либеральным налоговым законодательством, стран, в которых действует принцип банковской тайны, скорее всего, заставит богатых россиян поискать другие места для хранения своих капиталов, например, в тех же арабских странах. Другое дело, что пользоваться теми же швейцарскими банковскими счетами куда удобнее и "гламурнее".

Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС бывший первый зампред Центробанка РФ Сергей Алексашенко, "дискуссии о необходимости отмены банковской тайны не имеют никакого отношения к кризису". "Борьба с уклонением от уплаты налогов, которая является стержнем налоговой политика таких стран как США и Германия, является истинной причиной того, что эти две страны лоббируют вопрос об отмене банковской тайны. Германия давит на Австрию, Швейцарию, Люксембург с целью заставить их отменить принцип банковской тайны", - указывает он. "Я думаю, что, в конце концов, приверженцы отмены банковской тайны добьются своего, в том числе, и за счет банальных экономических и политических угроз в адрес стран с более мягким налоговым законодательством. Против этих стран могут быть введены различные санкции", - считает С..Алексашенко. "Удалось же США заставить руководство американского отделения банка UBS раскрыть информацию о своих клиентах, держателях счетов банка", - замечает С.Алексашенко. - Почему бы не повторить этот "успех" на примере других банков".

В свою очередь, руководитель Проекта национального развития Андрей Черепанов в интервью ПРАЙМ-ТАСС сказал, что " кризис стал поводом, а вернее, доводом в пользу решения об отмене банковской тайны". "Действительно, страны с более жестким налоговым режимом будут заставлять страны с более мягким налоговым законодательством отказаться от принципа банковской тайны. Инструментарий борьбы будет разным – это и экономическое, и политическое давление, и моральное давление на страны так называемого "налогового рая". Он также считает, что постепенно число стран, в которых существует банковская тайна, будет сокращаться, "поэтому группа, которая могла бы "отстреливаться", будет постепенно сокращаться". "В этом случае, оставшимся хранителям банковской тайны будет все труднее кивать на страны с аналогичной системой защиты банковских вкладов, а значит защищаться от противников банковской тайны будет куда сложнее", - говорит он. В заключении А.Черепанов сказал, что лично он " в глобальном масштабе против сохранения принципа банковской тайны". "Я сторонник того, чтобы система администрирования налогов была максимально жесткой", - заключил он.



Источник: www.prime-tass.ru
  • управление бюджетом