Как Медведев мирил Молдавию и Приднестровье. Конфликтующие стороны подписали совместное заявление, но не то, которого все ждали
Как Медведев мирил Молдавию и Приднестровье. Конфликтующие стороны подписали совместное заявление, но не то, которого все ждали
Президенты России, Молдавии и Приднестровья - Дмитрий Медведев, Владимир Воронин и Игорь Смирнов завершили сегодня переговоры в Москве подписанием совместного заявления, сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам трехсторонних переговоров по урегулированию приднестровской проблемы.
С.Лавров заявил в этом заявлении: "выражается удовлетворение тем, что в регионе - мир, намерением достигнуть урегулирование мирными средствами. Стороны договорились продолжить усилия для решения проблемы, активизировать работу рабочих групп, договорились об условиях возобновления работы в формате "5+2".
Скупость информации относительно результативности сегодняшних переговоров в загородной резиденции российского президента с лихвой компенсируется содержательными анонсами о предстоящей встрече лидеров трех стран. В частности, ранее сообщалось, что президент Молдавии Воронин совершит однодневный визит в Москву в соответствии с предварительными договоренностями между ним и президентом РФ. В свою очередь, лидер Приднестровья И.Смирнов ранее заявил, что планирует обсудить с президентом Молдавии подписание договора о дружбе и сотрудничестве между Приднестровьем и Молдавией, переданного молдавской стороне в апреле 2008 года, а также предложения Тирасполя о неприменении силы.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявлял ранее, что Россия готова всячески способствовать продолжению прямых контактов представителей Кишинева и Тирасполя как сторон приднестровского конфликта, которые должны договариваться между собой на общепринятых основах равноправия, в духе ответственности за разрешение всех проблем путем политических переговоров. Лавров указывал, что, по мнению РФ, достижение устойчивого урегулирования приднестровского конфликта возможно только на основе прямых переговоров сторон конфликта — Кишинева и Тирасполя, в ходе которых они должны согласовать основополагающие принципы приднестровского урегулирования и договориться о государственно-правовой модели урегулирования на равноправной основе. Отметим, что российская сторона, понимая довольно высокую степень разногласий между Кишиневом и Тирасполем, успех и результативность сегодняшней встречи ставила в прямую зависимость от дипломатических способностей Д. Медведева.
Напомним также, что идея провести трехсторонние переговоры по Приднестровью на высшем уровне вынашивалась Кремлем с прошлого года. Ответственными за ее подготовку были назначены Совбез РФ и МИД, при посредничестве которых состоялось несколько встреч президента Молдавии В.Воронина с лидером Приднестровской молдавской республики /ПМР/ И.Смирновым. Двусторонние контакты должны были сблизить позиции конфликтующих сторон с тем, чтобы вывести их на подписание в Москве рамочного документа о принципах воссоединения Молдавии. Эти планы отсрочила августовская война в Южной Осетии и последующий конфликт РФ с Западом.
Сейчас Москва вернулась к прошлогодним заготовкам, успешная реализация которых позволила бы ей укрепить свое влияние в регионе. В феврале глава МИД РФ С.Лавров съездил в Молдавию, где после переговоров с руководством страны официально подтвердил подготовку встречи Воронин - Смирнов в присутствии Д.Медведева.
Но в последний момент Москва столкнулась с неожиданными трудностями.
Неделю назад Воронин якобы отказался от участия в трехсторонних переговорах, мотивировав свою позицию отсутствием уверенности в их результативности. И только после личного вмешательства в процесс подготовки переговоров Д.Медведева, который позвонил молдавскому коллеге, В.Воронин решил не срывать московскую встречу.
Между тем Кишинев подготовил свой проект итоговой декларации встречи по Приднестровью. В ней есть пункты о неприменении силы сторонами конфликта, их демилитаризации, а также о восстановлении территориальной целостности Молдавии в границах 1990 года и особом правовом статусе для Приднестровья с предоставлением самых широких полномочий. При этом в Кишинева допускали вероятность того, что молдавский вариант декларации подписан не будет.
Накануне поездки в Москву И.Смирнов выступил с целым рядом жестких заявлений, в которых отверг молдавские инициативы по построению единого государства. "Изучив молдавские предложения, мы можем прямо сказать: они не учитывают существующих реалий и не могут быть предметом для обсуждения. Все громкие заявления о самой широкой автономии для Приднестровья, которые регулярно раздаются из Кишинева, ничего серьезного из себя не представляют", - подчеркнул И.Смирнов. Вместо этого лидер ПМР предлагает Кишиневу подписать Договор о дружбе и сотрудничестве, являющийся, по сути, договором между двумя равноправными государствами.
Такова была прелюдия к сегодняшним трехсторонним переговорам по Приднестровью. Понятно, что в Кремле результативность этой встречи оценивалась весьма на низком уровне.
Заявление С.Лаврова по итогам встречи в Барвихе, в котором он отметил, что стороны договорились о возобновлении переговоров в формате "5+2", требует отдельных пояснений.
Как бы странно это ни звучало, процесс мирного урегулирования ситуации с Приднестровьем, может быть сорван стараниями того же Евросоюза. ЕС испытывает беспокойство по поводу прямых договоренностей Москвы с Кишиневом, считая их сепаратными. Кроме того, в Брюсселе считают, что Молдавия вновь попадает в сферу российского влияния, настаивая при этом на переговорах в расширенном составе по приднестровской проблеме, в которых должны участвовать кроме РФ представители Украины, ОБСЕ, США и Евросоюза. При этом в ЕС ставят вопрос о необходимости вывода российских военных из Приднестровья.
Напомним, что на встрече в Мадриде еще в мае 2007 года, на которой присутствовали посредники по приднестровскому урегулированию, было заявлено, что необходимо возобновлять переговоры в формате "5+2". При этом европейские чиновники не устают повторять, что российское военное присутствие в республике может в любой момент дестабилизировать ситуацию в Молдавии. Тем не менее, в Москве не теряют надежды доказать международному сообществу, что на примере Приднестровья РФ может продемонстрировать мировой общественности, что она способна решать территориальные споры и политическими средствами, а не только военными, если ее, как в случае с Грузией, не вынуждают действовать жестко. Главная же задача для РФ, чтобы Кишинев и Тирасполь не отказались от обещаний двигаться в сторону политического урегулирования вопроса по Приднестровью и в очередной раз не передумали. Но как видим стороны по-прежнему далеки от того, чтобы прийти к консенсусу.
Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин: "Воронину очень нужны результаты на переговорах, ведь у него в этом году пройдут парламентские выборы. Я напомню, что Воронин пришел к власти, что нужно договариваться с Приднестровьем. При этом он не отягощен конфликтом 90-х годов, когда у власти в Молдавии были правые, проповедующие "румынизацию" Молдавии". "Сейчас Воронин вынужден активизировать свою позицию по Приднестровью в преддверии выборов дабы не допустить победы на парламентских выборах правой оппозиции во главе с мэром Кишинева Дорина Киртаакэ", - говорит А.Макаркин. "А вот Смирнов очень боится сближения Приднестровья с Молдавией, так как опасается потерять власть", - продолжает он. "Причем Смирнов умело играет на ситуации, когда тот же Воронин не может пойти на значительные уступки Тирасполю, а Смирнов в этой ситуации может заявить, что не он, а президент Молдавии не хочет сблизить позиции сторон", - рассуждает А.Макаркин. По его мнению, ситуация на молдавско-приднестровских переговорах практически тупиковая, по крайней мере, на сегодняшний момент, и поэтому трудно ожидать, что переговоры сторон с участием Д.Медведева продвинутся в части их результативности. Что касается прогнозов относительно того, что Молдавия и Приднестровье смогут договориться о создании единого федеративного государства с сильными элементами конфедерации после 2011 года и когда И.Смирнов может проиграть выборы и перестать быть президентом непризнанной республики, то, по мнению, А.Макаркина теоретически можно рассматривать такой сценарий, но с оговорками. "В свое время Смирнов пришел к власти, сумев консолидировать избирателей под флагом независимости Приднестровья. Еще летом прошлого года, после августовских событий на Кавказе, приведших, как известно, к признанию независимости Южной Осетии и Абхазии Россией, в Тирасполе надеялись, что следующими Москва признает независимость Приднестровья. Однако этого не произошло", - говорит А.Макаркин. "Но, возможно, ближе к тому же 2011 году политические элиты Приднестровья свыкнутся с мыслью о том, что признание независимости республики невозможно, и нужно о чем-то договариваться с Молдавией", - рассуждает он. На вопрос о том, есть ли в Приднестровье сегодня у И.Смирнова реальный и сильный оппонент, А.Макаркин называет спикера приднестровского парламента Евгения Шевчука. "Шевчук также является сторонником признания независимости Приднестровья Россией, вряд ли он готов подписаться под планом вхождения Приднестровья в состав объединенного государства как на федеративной, так и конфедеративной основе. Он также не готов, пока, стать, например, вице-президентом объединенного государства. Но Шевчук все-таки склонен к диалогу, и если он придет когда-нибудь к власти в Приднестровье, оставаясь пророссийским политиком он сможет вписаться в контекст переговоров Кишинева и Тирасполя с участием Москвы", - полагает А.Макаркин. На вопрос о том, чем же Е.Шевчук лучше И.Смирнова в части его договороспособности с Молдавией, то А.Маркин ответил буквально следующее: "Смирнов – авторитарный лидер, таких политиков в той же Молдавии сегодня нет, они остались в прошлом, в частности, был такой в Молдавии Мирчу Снегур /прим. первый молдавский президент/. Воронин, на которого Москва сейчас делает ставку и ведет с ним переговоры по приднестровскому урегулированию, коммунист, и Москва не сразу сакцентировала свое внимание именно на нем. Россия одно время пыталась делать ставку на центристов, но в реальности центристы в Молдавии слабы и не могут считаться серьезной политической силой в этой стране".
Стоит вспомнить скандал вокруг такой фигуры, как Валерий Пассат, который был политическим оппонентом В.Воронина. Напомним, Пассат был министром обороны Молдавии в 1997-99 годах, после чего занимал должность директора Службы информации и безопасности в 1999-2002 годах. Впоследствии он работал в Москве советником по внешним связям главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса.
11 марта 2005 года В.Пассат был арестован в аэропорту Кишинева и впоследствии осужден на 10 лет лишения свободы по обвинению в незаконной продаже 20 самолетов МиГ-29 в США и систем залпового огня "Ураган" молдавской армии. Сам В.Пассат называл свой арест политической местью со стороны В.Воронина. Летом 2007 г В.Пассат был освобожден и прибыл в РФ.
После "истории с Пассатом" в Москве решили снова делать ставку на Воронина по приднестровской проблеме, главным образом, чтобы не допустить усиления позиции "прорумынских" настроений в Молдавии.
На вопрос о том, почему Россия не спешит вывезти из Приднестровья всю военную технику и освободить склады, А.Макаркин ответил так. "Если мы уходим оттуда, аннулируем российское военное присутствие в Приднестровье, то тогда мы не сможет мирить стороны, участвовать в трехсторонних переговорах по Приднестровью, нам тогда скажут, а Вы кто такие? И в этом случае не следует исключать того, что к процессу переговоров активно подключится ЕС".
Источник: www.prime-tass.ru