Россию отлучили от транзитных проблем Украины. Другой бы радовался!

Россию отлучили от транзитных проблем Украины. Другой бы радовался!


23 марта в Брюсселе побывали глава Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко. Украинские лидеры прибыли в европейскую столицу с целью обсудить возможности реформирования украинской газотранспортной системы /ГТС/ с европейскими заинтересованными лицами.

В результате конференции была подписана двусторонняя декларация между Евросоюзом и Украиной, которая предусматривает выделение украинской стороне 2,5 млрд долл для модернизации ГТС.

Украина намерена за 5 лет построить 11 коммерческих газоизмерительных станций /ГИС/ на границе с Россией и Белоруссией стоимостью 448 млн долл/. Проект компании "Укртрансгаз" представлен в понедельник в Брюсселе на конференции по вопросам модернизации украинской газотранспортной системы. Станции обеспечат учет расхода и контроль качества газа при его поступлении на таможенную территорию Украины. В настоящее время ГИС на входе на Украину расположены на российской и белорусской территории.

Кроме того, "Укртрансгаз" подготовил проект по реконструкции и модернизации ГИС /Ужгород, Берегово, Дроздовичи, Теково, Орловка/ на выходе из Украины. Объем инвестиций оценен в 63,6 млн долл. Срок реализации проекта 4 года. После его выполнения улучшится точность измерения газа и снизится негативное влияние на окружающую среду. Потребность в финансах в первый год составляет 2,6 млн долл, второй - 23,7 млн долл, третий - 16,2 млн долл, четвертый - 21,1 млн долл. План по модернизации ГТС оценивается в 3 млрд долл /2,5 млрд евро/.

Международные инвесторы украинский проект поддержали, и согласно совместному заявлению, подписанному на конференции "ЕС-Украина, партнеры в газоснабжении", украинская ГТС станет независимой коммерческой компанией-оператором, полномочной устанавливать приемлемые тарифы на транспортировку газа.

"Украина пытается дать гарантии по беспрепятственному транзиту газа, рассуждает директор департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Александр Шток. - В частности, теперь иностранные компании могут закупать российский газ практически на границе с Россией. Далее они смогут договариваться с украинскими ГТС о дальнейшем транзите газа в нужном направлении".

По итогам конференции Ю.Тимошенко отдельно подчеркнула, что украинская ГТС является и будет оставаться государственной собственностью Украины.

Кроме того, по мнению главы правительства, подписанный документ фактически прекращает любые разговоры относительно ненадежности газотранспортной системы Украины. Церемония подписания декларации состоялась в присутствии президента Украины Виктора Ющенко и президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу.

Несмотря на торжественные объявления об удачной презентации украинского проекта, с "выигрышем" украинской стороны не все однозначно.

Кредит, который Киев получит в Европе на модернизацию ГТС, будет не таким уж и существенным, считает А.Шток. "На конференции речь шла о 2,5 млрд долларов, а по оценке российской стороны, вложения, необходимые для модернизации украинских ГТС, должны быть около 30 млрд долларов, - говорит эксперт. - Даже если предположить, что эта сумма завышена, понятно, что 2,5 млрд долларов для модернизации ГТС Украины будет недостаточно. Однако привлечь их Украине в сегодняшних условиях будет весьма непросто. Следовательно, ГТС страны будут по-прежнему работать на износ".

Российский же премьер Владимир Путин в качестве реакции Москвы как поставщика, напомнил, что предложение о создании Международного консорциума, который мог бы взять ГТС в аренду, уже звучало. "Это было неплохое предложение и считаю, к этому можно было бы вернуться", - сказал премьер. Кроме того, Москва уже предоставила достаточное количество кредитных ресурсов партнерам по СНГ. Речь идет и об Украине, ради кредита которой Россия предложила Европе объединить усилия. "Нам ответили, что у Еврокомиссии для Украины денег нет", - напомнил В.Путин.

Российскую реакцию можно было бы назвать жесткой. Комментируя принятую в Брюсселе декларацию между Украиной и Евросоюзом, В.Путин заявил, что обсуждать вопросы увеличения прокачки газа через территорию Украины без основного поставщика "просто несерьезно". Кроме того, Москва вообще обещает пересмотреть отношения со странами Евросоюза, если российские интересы будут игнорироваться. "Очень бы хотелось, чтобы до этого дело не дошло, - подчеркнул В.Путин. - Очень хотелось бы быть услышанным. Мы готовы к совместной конструктивной работе со всеми нашими партнерами".

По мнению премьера, есть вопросы, которые остаются открытыми. В декларации есть упоминание о том, что нормальное функционирование газотранспортной системы является залогом политической стабильности в Украине и в странах Евросоюза. "При всем уважении, при всей важности этих вопросов все-таки излишне политизировать их не стоит, это явный перебор", - сказал В.Путин.

России неясно также, зачем увеличивать возможности газотранспортной системы ради увеличения объемов прокачки газа через украинскую территорию, если Европа постоянно ставит вопрос о диверсификации путей газовой доставки. Российский вердикт был суров: "документ является непродуманным и непрофессиональным". Главным залогом успеха инвестиций, согласно Декларации, может быть только объем прокачки газа. "Но кто с нами посоветовался, сможем ли мы в будущем транспортировать такие объемы или не сможем?", - возмущается В.Путин.

В двух предложениях российскую позицию можно выразить следующим образом: Если это небольшой технический сбой в достаточно сложном треугольнике взаимоотношений между Россией, Украиной и Евросоюзом по этому вопросу, по этим проблемам, то это еще ничего. А если это начало попыток системного игнорирования интересов Российской Федерации, то это, конечно, очень плохо.

"По нашему мнению, пока говорить о возникновении нового конфликта во взаимоотношениях России, ЕС и Украины преждевременно, однако новый "узел напряжения" налицо, - считают в банке "Траст", - Подписана лишь декларация о намерениях, в то время как окончательный текст документа, удостоверяющего взаимоотношения сторон, еще будет обсуждаться и согласовываться". Тем не менее, выбранный вектор – исключение России из дискуссий относительно энергетических вопросов первостепенной важности аналитикам совершенно не нравится.

В "Трасте" обращают внимание на несколько спорных моментов, затронутых в итоговом документе Украина-Евросоюз. Например, рост транзитного тарифа /по причине включения в него инвестиционной составляющей/, что может потребовать пересмотра долгосрочных соглашений между Россией и Украиной на поставки и транзит газа. Как показывает практика, рассчитывать на то, что переговоры пройдут легко, вряд ли приходится; при этом пострадают от этого не только Россия и Украина, считают аналитики. Кроме того, выставлены условия, соблюдение которых является непростой задачей. В частности, Украина должна отделить "Укртрансгаз "от "Нафтогаза", разработать программу реформирования газового сектора на ближайшие годы и открыть ГТС для доступа сторонних компаний, с чем вряд ли без боя согласится "Газпром", считают в "Трасте".

"С одной стороны, Россия фактически избавится от украинской проблемы, ведь продав газ на границе конечному покупателю, Россия автоматически дистанцируется от возможных транзитных проблем, полагает А.Шток, - с другой стороны, влияние "Газпрома" на украинском рынке, то есть рынке, где компания имеет выход на конечного потребителя, существенно уменьшится". Шанс получить доступ к украинским ГТС, об интересе к которым со стороны "Газпрома" неоднократно сообщалось, станет совсем призрачным, соглашается с коллегами эксперт.



Источник: www.prime-tass.ru
  • управление бюджетом