Летайте самолетами

Наталья Шторм, MoneyNews. Специально для Bankir.ru 


Летом нынешнего года все российские авиаперевозчики в обязательном порядке перейдут на электронный билет. Финансовые инструменты должны быть готовы вовремя.


Возможность жить, не выходя из дома, как это нередко описывалось в научно-фантастических романах, давно перешла в реальность. Для тысяч "обитателей Сети" идея электронного авиабилета новинкой не стала. Выбрать рейс и авиакомпанию, забронировать билет и затем оплатить его при помощи одной из платежных систем - что может быть естественнее?


Мировая идиллия или утопия?


В мире подобная система распространена уже давно, и в будущем, возможно, бумажные авиабилеты станут лишь объектом охоты ценителей антиквариата. По крайней мере, такой точки зрения придерживаются специалисты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Ассоциация  объединяет 240 авиакомпаний, которые осуществляют 94% регулярных международных перевозок. С 1 июня 2008 года она собирается полностью отказаться от бумажных билетов в пользу электронных. По данным IATA, в 2005 году доля электронных авиабилетов составляла порядка 40%, а к 1 июля 2007 года - уже 84%. К 1 января 2008 года удельный вес таких билетов составил уже свыше 90%.


Первыми электронные авиабилеты начали оформлять компании, занимающиеся индивидуальным туризмом. Агентства, работающие на рынке корпоративного обслуживания, настороженно отнеслись к новым возможностям. Александр Зверев, генеральный директор компании "РОСАМ-СЕРВИС", специализирующейся на комплексном туристическом обслуживании среднего и крупного бизнеса, рассказывает об основных моментах работы электронных платежей: "На первый взгляд, основное отличие электронного авиабилета от обычного - это отсутствие бумажного бланка. На самом деле e-ticket - принципиально новая прогрессивная технология обслуживания клиентов. Пассажирам удобно иметь возможность дистанционно приобрести, внести изменения или произвести возврат электронного авиабилета, им нравится ускорение процедуры регистрации при применении киосков self-check-in и регистрации на web-сайте авиакомпании".  Другими словами, пассажир может самостоятельно выбрать место в салоне самолета. В аэропорту он направляется на паспортный контроль, минуя очередь на регистрацию. Это огромная экономия времени. По желанию пассажира на рейс его может зарегистрировать менеджер агентства, оформившего авиабилет.


Хотелось бы отметить, что приобретение электронного авиабилета не связано с необходимостью иметь доступ к сети Интернет. Пассажир может приобрести e-ticket, связавшись с агентством по телефону. В случае необходимости изменить маршрут во время поездки или произвести возврат авиабилета, пассажиру достаточно связаться со своим агентством, и менеджер дистанционно внесет все необходимые изменения.


"Крупные представители туристического рынка понимают необходимость внедрения новых технологий, однако не все компании способны оперативно принимать изменения и предоставить финансовые гарантии своих обязательств перед партнерами. Первыми электронные технологии стали предлагать своим клиентам туристические агентства люксового сегмента рынка и высокотехнологичные компании, ориентированные на обслуживание делового туризма. Например, компания "РОСАМ-СЕРВИС" стала предлагать e-ticket своим клиентам уже через месяц после принятия соответствующего закона" – добавляет Александр Зверев.


Внедрение новых технологий позволило выйти на качественно новый уровень обслуживания. Уже через 2 месяца резкий рост оборота и увеличение производительности труда менеджеров, оформляющих авиабилеты, полностью окупили расходы на внедрение данной технологии.


Таким образом, в таких случаях выгода для авиакомпании, и банка, и самого клиента очевидна. Перевозчики могут быстро и гибко варьировать тарифы и сокращать расходы на операционную деятельность. Покупатели же получат возможность приобретать билеты из любой точки мира комфортно, быстро и просто. Все очень просто: выбираешь рейс, цену, авиакомпанию, бронируешь билет, и, если места еще есть, остается лишь сообщить по специальному защищенному каналу номер своей кредитной карты. Тут же в онлайн-режиме создается "маска" билета, а средства с карточки списываются. Дальше можно жить спокойно, и в день вылета просто приехать в аэропорт с паспортом.


А что у нас?


А у нас в квартире газ…


Как бы каламбурно не звучала эта фраза из известного детского стихотворения, она как нельзя точно отражает ситуацию на российском рынке электронных авиабилетов.


В области продаж электронных авиабилетов Россия пока находится на одном из последних мест в мире. "В сфере продаж электронных авиабилетов мы сейчас позади планеты всей, в том числе и Африки, несмотря на то, что приказ министра транспорта Игоря Левитина о введении таких билетов был подписан в январе 2007 года", — отметил вице-президент компании СhronoPay Игорь Зворыкин.


По его словам, основная проблема заключается в том, что на российском рынке пока отсутствует надежное и безопасное решение он-лайн платежей через Интернет. Действительно, наверное, главная проблема - отсутствие надежного и безопасного средства проведение платежей онлайн.


Во-вторых, боятся сами клиенты. Дескать, как это я поеду в аэропорт без билета, а вдруг он потеряется где-нибудь в этой базе, и куда бежать? Хватит ли у перевозчиков мощностей для обслуживания тысяч покупателей? Не будут ли постоянно зависать компьютеры, не начнет ли "глючить" программное обеспечение, созданное руками наших доморощенных "умельцев"? К тому же, введение в России электронного авиабилета было сопряжено с существенными законодательными сложностями. Приказ министра транспорта Игоря Левитина о введении таких билетов был подписан в январе 2007 года. Этому предшествовала череда обсуждений, и пессимисты уже махнули на все рукой, считая, что переход на электронные билеты так и останется в проекте. До последнего времени электронные билеты не принимались для бухгалтерской и иной финансовой отчетности. И лишь в середине августа прошлого года Минфин разрешил в качестве бланка строгой отчетности для признания расходов по налогу на прибыль использовать распечатку бездокументного билета на бумажном носителе.


Основным сдерживающим фактором распространения e-ticket на российском рынке также является и недостаточная осведомленность пассажиров о возможности воспользоваться электронными авиабилетами. Агентства, не имеющие технической и финансовой возможности перейти на новые технологии, крайне неохотно информируют клиентов о том, что e-ticket уже в течение года внедряются всеми ведущими авиакомпаниями.


"В данной ситуации немаловажным является информационная поддержка клиента, разъяснение правил и консультирование по вопросам использования e-ticket, - считает И.Зворыкин. - К сожалению не все туристические компании обладают достаточно квалифицированным персоналом, чтобы оказывать такой сервис клиентам. Туристический бизнес должен стать более разнонаправленным и повернуться лицом к клиенту, преследуя не только цели собственной коммерческой выгоды, но и заботясь об интересах клиентов. Туристические компании должны руководствоваться интересами клиентов и предоставлять полный спектр услуг, используя в своей работе все имеющиеся технологические возможности".


Непризрачные перспективы


И тем не менее, несмотря на определенные трудности, российский рынок оплаты электронных авиабилетов постепенно покоряет трудности и проходит свои ступени развития. Уже к концу 2007 года электронные билеты действовали для 60 рейсов компании. А в 2008 году, по словам экспертов, уже 100% рейсов будут на электронных авиабилетах. По оценке Исполнительного директора НАУЭТ, в связи с грядущими нововведениями, оборот российского рынка электронных авиабилетов в 2008 году составит $7-9 млрд.


Эксперты полагают, что наиболее благодатно начинать их внедрение с чартеров. Если рейс полностью выкупается туроператором, и авиакомпания сама не допродает на него билеты, бумажная версия вообще не нужна. Введение электронного билета существенно упростит отношения перевозчиков и туроператоров, и, по словам президента Российского Союза туриндустрии Сергея Шпилько, вообще выводит трэвел-бизнес на новый уровень. Ведь таким образом авиабилеты смогут продавать не только авиакомпании, но и сами турагентства напрямую. Сегодня наблюдается активный рост продаж именно e-ticket. Значительно вырос процент дистанционных продаж, когда клиент вообще не появляется в офисе компании, а оплату перелета производит кредитной картой или по безналичному расчету. При этом сам клиент зачастую находится за рубежом или в других городах России.


В целом, электронный билет - это простая и надежная форма билета. Купить его можно не выходя из офиса или из дома. Оплатить его можно кредитной картой, по безналичному расчету или наличными в офисе агентства. Для регистрации на рейс нужно иметь при себе только паспорт.


При обслуживании корпораций электронный билет играет самую большую роль: он значительно упрощает процесс координирования деловых поездок и командировок сотрудников, позволяет сэкономить огромное количество рабочего времени персонала компании. Агентство предоставит все необходимые документы для подтверждения расходов по командировке.


В России следующие иностранные авиакомпании предлагают e-ticket своим пассажирам: British Airways, Lufthansa, Emirates, Iberia, Swiss, SN Brussels, Austrian Airlines, Air France, CSA, Alitalia, SAS, KLM, JAL, LOT, Malev, Hahn Air, Delta, Egypt Air, Finnair, Qatar Airways, Cathay Pacific и другие. Среди российских авиакомпаний возможность оформления e-ticket агентствам предлагают Аэрофлот, S7-airlines и Владивосток авиа. Этот список постоянно расширяется. В ближайшее время у агентств появится возможность оформления e-ticket Трансаэро и ТКП.


Несмотря на неготовность многих российских аэропортов к внедрению электронных авиабилетов, крупнейшие авиакомпании успешно решают вопрос регистрации пассажиров с электронными билетами своими силами. Так, например, помимо "Аэрофлота", один из крупнейших авиаперевозчиков страны - ГТК "Россия" также переходит на электронные билеты. Первоначально их продажа будет доступна на рейсах из Петербурга в Москву, Париж, Амстердам, некоторые города Германии и Пекин. По словам ИТ-директора ГТК "Россия" Александра Белея, продажа электронных билетов на данные направления связана с тем, что именно в этих странах авиакомпании в ближайшее время планируют совсем отказаться от бумажного билета, а в Китае это уже произошло.


В России системами регистрации электронного билета оснащены аэропорты Петербурга, Москвы и некоторых других городов-миллионников, в частности, Новосибирска и Екатеринбурга. Именно тот факт, что далеко не все аэропорты страны сейчас имеют техническую возможность работы с электронными билетами, сдерживает повсеместное развитие системы. По оценкам Александра Белея, в лучшем случае, полностью отказаться от бумажного билета в пользу электронного можно будет не ранее конца 2008 года.


"Акулы" рынка


CyberPlat ("КиберПлат") первая на российском рынке платежных систем запустила проект по оплате электронных билетов. Для системы CyberPlat, осуществляющей прием платежей в пользу операторов мобильной и фиксированной связи, коммерческого телевидения, провайдеров Интернет, жилищно-коммунальных предприятий, банков, спутниковых охранных систем, оплата услуг авиаперевозчиков стало новым и перспективным направлением бизнеса. Пилотная стадия проекта по оплате электронных билетов авиакомпании "Скай Экспресс" успешно реализована на терминалах, принадлежащих "Евросети". "Современные технологии и широчайшая сеть приема платежей системы CyberPlat позволяют максимально упростить процесс оплаты авиаперевозок, сократить издержки авиакомпании и сэкономить время её клиентам. Несомненно, что в скором времени и другие авиакомпании воспользуются преимуществами нового способа приема платежей за воздушные перевозки", – комментирует генеральный директор CyberPlat.


В сентябре 2007 года  компания ChronoPay представила общественности платежную платформу для реализации авиабилетов через Интернет, получившую лаконичное название E-Avia.


Появление такой платформы в России обусловлено не только отставанием нашей страны по темпам распространения электронной торговли (об этом речь пойдет ниже), но и требованиями международного законодательства. В соответствии с Резолюцией Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), с мая 2008-го года именно электронная форма билета должна стать единственной в большинстве государств, что, принимая во внимание участие множества отечественных авиакомпаний в различных авиационных альянсах, безусловно, затронет и нашу страну.


Генеральный директор СhronoPay Павел Врублевский сообщил о том, что рассчитывает на сотрудничество в рамках нового проекта с максимальным количеством авиакомпаний, которые согласились бы использовать систему E-Avia на своих сайтах. В течение ближайшего месяца должно быть заключено соглашение с одной из компаний, находящихся в первой десятке рейтинга ведущих авиаперевозчиков – тогда и можно будет, наконец, увидеть систему в действии. Переговоры с еще тремя участниками этой десятки в настоящее время вступили в финальную стадию.


Стоит отметить, что система E-Avia совместима со всеми мировыми и российскими системами онлайн-бронирования; также авиакомпаниям будет предложена возможность создания отдельного платежного решения со специальными настройками, в том числе с определенным дизайном. Врублевский указал на то, что решение его компании должно удовлетворять требованиям и спросу как со стороны авиакомпаний, так и со стороны потребителей.


Таким образом, E-Avia позволяет создать специализированную платежную страницу для каждой авиакомпании, а ChronoPay напрямую сотрудничает с карточными ассоциациями и имеет большой опыт работы с банками-эквайрами, что позволяет ей гибко устанавливать тарифную политику для авиакомпаний-клиентов. E-Avia также совместима со всеми основными глобальными и российскими системами онлайн-бронирования — Amadeus, Sabre, Galileo, WorldSpan, Sirene, "Сирин".


CyberPlat тоже начал продажу электронных билетов "Аэрофлота" и ряда крупнейших зарубежных авиакомпаний. Клиенты крупнейших мировых авиаперевозчиков – компаний "Аэрофлот", British Airways, Alitalia, KLM Royal Dutch Airlines, Austrian Airlines, Air Canada, LOT, Swiss International Airlines и многих других теперь смогут осуществлять наличные платежи за полеты и дополнительные услуги в сети сбыта электронной платежной системы CyberPlat (КиберПлат).


"Платежная система CyberPlat (КиберПлат) высоко оценивает перспективы рынка продажи электронных авиабилетов и рассчитывает на значительный рост этого сектора рынка приема электронных платежей", — комментирует Генеральный директор компании CyberPlat (КиберПлат) Андрей Грибов.


До 1 июня осталось не так много времени...






Источник: www.moneynews.ru
  • управление бюджетом