Платежный неприятель

Станислав Куприянов, "Коммерсантъ - Business Guide" 


Система PayPal, созданная выходцем из СССР, давно лидирует на мировом рынке онлайн-платежей. Российский рынок пока плотно поделили пять отечественных игроков - WebMoney, "Яндекс.Деньги", CyberPlat, e-port и ОСМП. PayPal долгое время не был представлен в России из-за мошенничества и атак хакеров. Лишь год назад россиянам был открыт ограниченный доступ к системе. Хотя российский рынок онлайн-платежей обладает огромным потенциалом роста, перспективы PayPal на нем эксперты по-прежнему оценивают невысоко.


Back in USSR


История PayPal (состоит из двух слов - "pay" - по-английски "платить", "pal" - "друг") началась в 1998 году. Именно тогда наш бывший соотечественник Макс Левчин в компании финансиста Питера Тиеля и предпринимателя Люка Носека создал компанию Confinity для разработки криптографических приложений под карманные компьютеры Palm Pilot. Программа, названная PayPal, предназначалась для проведения финансовых трансакций между мобильными устройствами посредством обыкновенного ИК-порта мобильников или КПК. Как прогнозировал в 1999 году генеральный директор компании Питер Тиель в интервью журналу Wired, "все эти мобильные устройства однажды заменят вам кошельки".


В то же время предприниматель Элон Маск, сын южноафриканского инженера и канадки, создал компанию X.com для оказания в интернете всевозможных услуг финансового толка. Вскоре стало ясно: больше всего пользователи заинтересованы в возможности совершения платежей по электронной почте. Поэтому команда X.com сконцентрировалась на создании электронной системы e-mail-платежей. А результатом слияния Confinity с X.com в марте 2000 года и стала компания PayPal.


С этого времени число пользователей платежной системы, равно как и объем проведенных сделок, только росли. 1 сентября 2001 года - 10 млн пользователей, $747 млн платежей проведено за третий квартал. В начале 2000 года исследовательская компания Gartner раскрыла данные, согласно которым PayPal является самым популярным электронным платежным средством в американском сегменте интернета. Ей отдали предпочтение втрое больше респондентов, чем ближайшему конкуренту системе Billpoint. В середине 2002 года корпорация eBay официально сообщила о своих намерениях приобрести платежную систему в обмен на собственные акции по курсу 0,38 акции eBay за одну акцию PayPal. Общая сумма сделки составила $1,5 млрд. В результате сервисы PayPal были интегрированы в сервисы eBay, и это стало поворотной точкой в истории платежной системы. Продвигаемая компанией eBay система BillPoint была постепенно вытеснена PayPal. Наконец, в начале 2006 года PayPal регистрирует 100-миллионного пользователя, что означало полную и безоговорочную победу на рынке финансовых онлайн-трансакций.


Закон джунглей


Естественно, что PayPal была не первым и не единственным игроком на рынке онлайн-платежей. Одна из крупнейших в мире финансовых компаний - CitiGroup Inc.- в четвертом квартале 2000 года начала активно продвигать собственную систему c2it. На старте она смотрелась очень выигрышно: в активе CitiGroup было, например, эксклюзивное соглашение с крупным американским провайдером America Online, согласно которому c2it продвигался среди его пользователей под брэндом AOL Quick Cash. Первоначально комиссия за трансакции составляла 1% от суммы платежа, а через некоторое время была и вовсе отменена для операций, проведенных в пределах Соединенных Штатов. Однако система интернет-платежей c2it не выдержала конкуренции и была закрыта 9 ноября 2003 года.


Дело в том, что PayPal имела главное конкурентное преимущество - работоспособную и тщательно продуманную бизнес-модель. Среди достижений PayPal - дешевая идентификация клиентского банковского счета. Бывший сотрудник Citibank Санджей Бхаргава придумал создавать на счете клиента два случайных депозита менее чем на доллар и использовать получаемое четырехзначное число для идентификации счета. При этом сборы в основном взимались с крупных онлайновых продавцов, а не покупателей.


Впрочем, конкуренты у PayPal на мировом рынке все еще появляются и ведут себя достаточно агрессивно. Год назад Google представил собственный аналог сервисов платежных систем. Механизм прост: при создании учетной записи в магазине пользователю достаточно использовать имя и пароль своего аккаунта в Google. Таким образом, отпадает необходимость вводить данные своих кредитных карт на сайте каждого магазина. И даже более того, магазины не получают доступа к платежным реквизитам, что исключает возможность взлома хакерами базы магазина с номерами банковских карт. Стоимость услуги составляла для продавцов 20 центов за одну трансакцию и 2% от общей стоимости покупки. В PayPal же комиссия за услугу - 30 центов плюс 2,9% от суммы трансакции при обороте до $3 тыс. в месяц. Параллельно с этим Google всячески стимулировала интернет-магазины к переходу на Checkout всевозможными скидками и бонусами - например, за каждый доллар, потраченный на контекстную рекламу Google AdSense, полагалась бесплатная обработка платежа в $10.


Конкуренция между eBay и Google становится все напряженней и порой приобретает совсем уж комедийные черты. Этим летом компании обменялись уколами. Google решила организовать мероприятие Checkout Freedom Party в один день с традиционной конференцией eBay Live для владельцев онлайн-магазинов. Узнав об этом, eBay, являясь потенциально крупнейшим рекламодателем Google, заявил об отказе от использования контекстной рекламы Google AdWords. Стоимость ценных бумаг поискового гиганта тут же упала на 3,5%, а за день до конференции Google все-таки отменила свое мероприятие. Правда, через полторы недели руководство eBay приняло решение возобновить сотрудничество с Google.


Хоть Google Checkout - система относительно новая, она быстро завоевывает признание пользователей. В начале года американская инвестиционная компания JPMorgan опубликовала отчет, согласно которому доля Checkout растет. Всего за год система Google захватила 6% рынка платежных систем против 42% PayPal.


Не дремлет и популярный интернет-магазин Amazon.com: в начале июня он выкупил за $75 млн китайскую систему онлайн-платежей Joyo.com, а через некоторое время представил собственную систему Amazon Payments.


Русские пришли


Теоретически российский рынок обладает огромным потенциалом роста. Если верить данным недавнего опроса ROMIR Monitoring, лишь 8% от всего числа пользователей российских интернет-магазинов пользуются электронными платежами. Большинство из них (74%) отдают предпочтение оплате товара наличными при доставке курьером. Потенциал роста здесь, как видите, огромен. Вот только PayPal здесь никто не ждет: рынок давно поделили между собой системы WebMoney, "Яндекс.Деньги", CyberPlat, e-port и ОСМП (Объединенная система мобильных платежей). Впрочем, сравнивать их между собой можно только условно, так как по-настоящему онлайновыми являются лишь первые две.


"Яндекс.Деньги" появились на свет 24 июля 2002 года, когда "Яндекс" и группа компаний PayCash запустили новую систему интернет-платежей. При выводе средств на банковский счет система удерживает 3% от суммы, плюс 10 руб. при безналичном денежном переводе и еще дополнительный процент, взимаемый трансфер-агентом. Комиссия составляет 0,5% за каждую трансакции. Система демонстрирует уверенный рост: так, в 2006 году в "Яндекс.Деньгах" зарегистрировалось втрое больше людей, чем в 2005-м. По состоянию на июль 2007 года системой пользовалось более 1,5 млн пользователей.


WebMoney-трансфер была создана еще в 1998 году ЗАО "Компьютерные и информационные технологии". В том же году в Москве появился первый обменный пункт, где валюту WebMoney можно было обналичить. Комиссия за трансакции между кошельками тогда составляла 0,5% от суммы. В настоящее время система насчитывает более 4 млн зарегистрированных пользователей и является одной из самых популярных в рунете. За совершение каждой трансакции системой взимается комиссия в размере 0,8% от суммы платежа.


PayPal же на российском рынке практически не представлена. До недавнего времени компания страшилась русских хакеров и лишь год назад открыла россиянам ограниченный доступ к системе. Напомним, что в 2000 году некие мошенники создали собственную версию сайта PayPal и при помощи доверчивых пользователей получили доступ к их аккаунтам. Как впоследствии стало известно, к делу были причастны хакеры Василий Горшков и Алексей Иванов. А ограничения по приему россиянами платежей PayPal на протяжении долгого времени свидетельствовали о боязни компанией мошенничеств русских пользователей. По мнению большинства экспертов, перспективы PayPal в России пока остаются туманными.


Макс Левчин


Родился в 1975 году в Киеве, Украина. В возрасте 16 лет перебрался в Чикаго, штат Иллинойс. Получил степень бакалавра по информатике в местном университете, а вскоре основал свои первые компании SponsorNet New Media и NetMeridian Software. В 1998-м открыл компанию Fieldlink, впоследствии реконструированную в Confinity - одну из прародительниц PayPal.


* Мнение Редакции MoneyNews может не совпадать с мнением авторов оригинальных материалов.






Источник: www.moneynews.ru
  • управление бюджетом