Фонд национального благосостояния перейдет на норвежскую систему

Объем российского стабфонда 1 июня превысил 3 триллиона рублей. Об этом в пятницу сообщил Минфин. Одновременно стало известно и о достижениях норвежского Пенсионного фонда, который за 2006 год инвестировал в наши ценные бумаги $1 миллиард, не забыв и о российских «голубых фишках». Вдохновившись успехом соседей, российские власти решили брать у них консультации.

Споры о том, куда вкладывать нефтедоллары, ведутся не первый год. В прошлом году замглавы аппарата правительства Михаил Копейкин выступил с предложением разделить средства стабфонда на две части и инвестировать их в долговые обязательства иностранных государств и денежные средства в инвалюте, а также в бумаги зарубежных компаний. Иначе, предупреждал чиновник, деньги во «всероссийской копилке» обесцениваются из-за инфляции. Глава Минфина Алексей Кудрин утверждал, что деньги в стабфонде хранятся в валюте и потому от российской инфляции страдать никак не могут. Но за год «зеленый» упал и Кудрин, обвинявший Копейкина в непрофессионализме, поменял взгляды.

«Фонд национального благосостояния будет иметь возможность инвестировать средства в корпоративные ценные бумаги», – заявил министр в конце прошлой недели. А за консультаций он предложил обратиться к норвежским специалистам. У норвежцев есть чему поучиться. Они не боятся вкладывать средства, которые предназначены «на черный день», в российскую экономику. И пока чиновники в Москве спорят, их расторопные коллеги из Осло зарабатывают, пишут Новые известия.

Инвестиции Глобального пенсионного фонда Норвегии в российские активы составили по итогам 2006 года $972,6 миллиона. Большая часть средств вложена в облигации ($910,7 миллиона), меньшая – в акции ($61,9 миллиона). Из корпоративных облигаций наиболее привлекательными для норвежского фонда оказались бумаги «Газпрома». Мало того, что норвежцы умеют эффективно распоряжаться своими сверхдоходами, они позволяют себе соблюдать при этом этические правила. В частности, предприятия, в которые вкладываются «пенсионные деньги», не должны использовать детский труд и должны придерживаться разумной экологической политики. Норвежский Глобальный пенсионный фонд не размещает средства в предприятия, производящие кассетное и ядерное оружие, а также в компании, которые нарушают права человека. Из-за нарушения таких правил средства фонда были изъяты из 21 компании.

У нас же вообще не знают, что делать с кучей нефтедолларов. Средства стабфонда нельзя было вкладывать в акции, значительная их часть все еще хранится в американских гособлигациях, номинированных в долларах. Их доходность и без того составляет около 5% в год, а тут еще доллар в 2006 году обесценился на 6,5%. Правда, в Госдуме уверены, что политика Минфина объясняется осторожностью.



Источник: finance.myizh.ru
  • управление бюджетом