Потребкорзину запакуют до выборов

Минздравсоцразвития представило в правительство проект федерального закона«О потребительской корзине в целом по РФ в 2011–2012 годах». Министерство предлагает рассчитывать ее в эти два года по нормам, предусмотренным действующим законом.

По правилам, структура потребительской корзины, которая включает минимально необходимый для жизни россиянина набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, должна пересматриваться раз в пять лет. Такая норма закреплена в законе о прожиточном минимуме, который и рассчитывается на ее основе. Действующая потребкорзина была утверждена 31 марта 2006 года, и срок ее действия истекает в этом году.

Значит, Минздравсоцразвития был обязан к рассмотрению нового бюджета подготовить расчеты по новой потребкорзине на ближайшие пять лет, до 2015 года.

Но министерство предложило иной вариант – сохранить на два года нынешнее наполнение корзины, зато потом формировать ее на принципиально новых условиях: сохранить нормы потребления в натуральных показателях только для продуктов, а для непродовольственных товаров и услуг рассчитывать долю в корзине на основе фактического потребления малоимущих семей.

Пока же получателям различных пособий, которые рассчитываются на основе размера потребительской корзины(то есть прожиточного минимума), предлагается пожить по нормам, которые были приняты еще в начале 2006 года.

Согласно им, россиянин трудоспособного возраста имеет право съесть за год, например, 107 кг картошки, 37 кг мяса, вдвое меньший объем рыбы, а также 27 кг свежих фруктов и 200 штук яиц.

Не отличаются щедростью и нормы по непродовольственным товарам. Взрослому человеку полагается всего три предмета«верхней пальтовой группы» на 7,5 лет. Принимая во внимание, что в разные времена года и при разной погоде нормальный человек облачается в разную одежду(шуба, пальто, куртка, ветровка и т. п.), получается, что сменить изношенную куртку на новую можно после 8–10 лет ношения. Женщинам, по нормам корзины, предписано носить одну юбку не менее 5 лет, а разной обуви покупать всего две пары в год. Также потребительская корзина предлагает один бюстгальтер носить 3 года, костюм – 5 лет, брюки – 4 года.

Минздрав и сам признает, что действующая корзина морально устарела и существенно отклонилась от фактического потребления домохозяйств. Так, согласно потребительской корзине, домохозяйства, имеющие доходы ниже прожиточного минимума, должны были тратить на питание 44,8% своих доходов.

Фактически же бедные семьи проедали 49,9%.

Расходы на непродовольственные товары по нормам корзины должны были составить 16,9%, а фактически составили 24,8%. Экономили малоимущие на услугах: в корзине они составляли 38,3%, а в реальности – 25,3%. И это притом, что, например, на культурные мероприятия в той же корзине выделено всего 50 рублей в месяц.

К таким перекосам привело применение нормативного метода определения прожиточного минимума на основе потребительской корзины, признает Минздрав. Новые методики, которые вступят в силу с 2013 года, как раз и позволят устранить перекосы.

Министерство запоздало с реформированием корзины из-за кризиса, в значительной степени повлиявшего на уровень жизни россиян, предполагает старший аналитик ИК«Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. К тому же переход на новые методики требует времени.

Но есть и другая версия. Стоимость корзины на 2011 год, рассчитанная по нормам 2006 года, должна составить, по оценкам Минэкономразвития, 6207 рублей в месяц. Новая корзина, разработанная по новым нормам либо по новым методикам, неизбежно вырастет в цене.«И тогда за чертой бедности официально окажутся уже не 14% населения, а значительно больше, – говорит партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. –

С таким ухудшением статистики по количеству бедных идти на выборы нельзя, вот власти и решили сэкономить на пересмотре корзины».

При этом наша потребительская корзина весьма далека от реальной жизни, говорят эксперты. В Германии, например, потребительская корзина также пересматривается раз в пять лет, но там, как и в других развитых странах, в нее включены те товары и услуги, которые действительно потребляются. А не спартанский набор, который не отражает изменений в жизни, говорит директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова.«Европейцы считают в своей потребительской корзине такие товары и услуги, как заказ еды на дом, посещение кафе и ресторанов, театров, концертов, футбольных матчей, покупка абонементов в бассейн, – приводит примеры эксперт. – Англичане считают также игру в гольф, у французов в потребительской корзине много косметики, покупка цветов и так далее».






Источник: www.gazeta.ru
  • управление бюджетом