Правительство расхлебывает хлеб

В пятницу правительство в очередной раз предприняло попытку воззвать к совести сельхозпроизводителей, вздувших цены на хлеб из-за засухи. Первый зампред правительства Виктор Зубков призвал зернопроизводителей не придерживать зерно в закромах, так как ситуация с ценами на него начинает улучшаться. Зубков напомнил, что с 15 августа вводится временный запрет на экспорт зерна из России и, соответственно, на внутреннем зерновом рынке уже наметилась стабилизация цен. Объективных условий для высоких цен на зерно нет, уверен правительственный куратор АПК.

«Мы будем следить за ситуацией с ценами. И, если стабильность не наступит, включим механизм интервенционного фонда. В таком случае потеряют те, кто удерживал зерно»,

— пригрозил на всякий случай Зубков. Он упомянул еще об одном механизме воздействия на недобросовестный бизнес — госрегулировании цен на социально значимые товары. А хлеб ржаной и батон нарезной, как известно, занимают в этом списке первые позиции.

Зубков признался, что, вообще-то, в кабинете министров не хотели бы вводить механизмы госрегулирования, предусмотренные законом о торговле, но не исключают такой возможности.

Правда, для того чтобы власти получили возможность вмешиваться в процесс ценообразования, в данном случае на хлеб и хлебобулочные изделия, цены на эти продукты сначала должны подняться больше чем на 30% в отдельно взятом регионе. Кстати, Минпромторг еще ни разу не воспользовался правом госрегулирования цен. Наоборот, перечень товаров, подпадающих под ограничения, был сокращен с 33 до 24, но, естественно, не за счет хлеба, а таких«излишеств», как сметана, нежирный творог, сычужные сыры, соленая сельдь, свежие огурцы, карамель, печенье…

Возможно, власти поторопились сокращать список. Даже в Москве ситуация с ценами на социально важные товары может выйти из-под контроля. Столичная мэрия в пятницу признала, что цены на хлеб в социальных магазинах и магазинах шаговой доступности в Москве за июль выросли на 10—15%. Об этом сообщила на пресс-конференции и. о. руководителя департамента потребительского рынка и услуг столицы Валентина Варфоломеева.

«Мы действительно отмечаем повышение цен на отдельные виды хлеба в отдельных магазинах. Что нас особенно расстраивает, в социальных аккредитованных магазинах цены выросли на 10—15%. Но не на социальный ассортимент хлеба«,

— сказала Варфоломеева.

По данным мэрии, рост цен на хлеб вызван в первую очередь ростом стоимости муки. В июне один килограмм муки стоил 6,5 рубля, сейчас ее средняя стоимость — 13,5—14,5 рубля за килограмм. Кроме этого выросли цены на растительное масло и дрожжи, используемые при выпечке хлебобулочных изделий.



Власти уже несколько дней озабочены ростом цен на социально значимые товары. В начале недели президент Дмитрий Медведев в Таганроге на совещании, посвященном положению на внутреннем зерновом рынке, поручил контрольным структурам следить за тем, как складывается ценовая политика на«самые чувствительные категории продуктов питания». В четверг Генпрокуратура и ФАС начали проверки по всей«пищевой цепочке».

Первыми под каток проверок попали три хлебозавода в Москве — ОАО«Хлебозавод № 28», ЗАО«Хлебозавод № 24», ЗАО«Хлебозавод № 22». Как пояснил«Газете.Ru» руководитель Московского управления ФАС России Владимир Ефимов, дело в отношении трех хлебозаводов возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 11 закона«О защите конкуренции». По его словам, в июле было выявлено повышение цен на хлеб порядка 20%.

«Это повышение произошло на трех хлебозаводах синхронно, в один день и на сопоставимую цену. Мы усматриваем в этом признаки согласованных действий, что запрещено законом», — пояснил Ефимов. Он считает, что оснований для столь значимого повышения цен на хлеб нет. Цены на зерно в связи с засухой хотя и выросли, но не в два и не в три раза. К тому же

в Москве имеется запас зерновых в объеме 150 тысяч тонн. Учитывая ежедневный объем потребления, этого запаса хватит на 150 дней.



В случае если нарушение закона о защите конкуренции подтвердится, хлебозаводам грозит штраф в размере от 1% до 15% от оборота. Если ущерб, нанесенный ценовым сговором, превысит 1 млн руб., то материалы дела будут переданы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждения дела по 178 статье УК РФ. Эта статья предусматривает уголовное наказание для руководителя компании сроком до семи лет лишения свободы, уточнил Ефимов.

«Не исключено, что ответчиков по делу станет больше», — отметил глава московской ФАС.

Сейчас на рынке Москвы работают 15 крупных хлебозаводов и порядка 400 мелких пекарен. На следующей неделе ФАС будет готова предоставить данные о соблюдении условий конкуренции по всем 15 основным игрокам.

«Возможно, не все из них будут привлечены в качестве ответчиков по делу, но набрать в совокупности 1 млн рублей, полученных в результате ценового сговора, достаточно легко, учитывая объем московского рынка», — говорит Ефимов.

Хлебозаводы признают, что повысили цену. Но сделали они это вынужденно. По словам Татьяны Колышевой(Хлебозавода № 28), причина повышения хлеба в повышении стоимости муки.«Рост цен на муку пошел с 14 июля. Второй сорт увеличился в цене в 2,1 раза, высший — в 1,9 раза, ржаная мука — в 1,8 раза. Муку мы получаем от Тверского мелькомбината», — говорит Колышева. На подорожавшую муку, а также на выросшие в цене сахар, растительное масло и упаковочные материалы ссылаются и на Хлебозаводе № 22.

Стоимость муки в производстве хлеба составляет примерно 25%, и именно ростом цен на муку объясняется рост цен на хлеб, согласен эксперт департамента оценки«2К Аудит — Деловые консультации»/Morison International Ирина Воробьева.

Сбить цены на хлеб с помощью создания в России биржи зерна вряд ли получится, полагает старший аналитик ИК«Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.«Дело в том, что закупочные цены на зерно держались несколько лет в России искусственно низкими. Поэтому выброс зерна на биржу, тем более при нынешнем дефиците ресурсов, цены заметно не опустит», — говорит Душин.

Зерновая биржа — хороший рыночный инструмент, который позволит эффективно бороться со спекуляциями, отмечает Воробьева. Но ее создание — длительный процесс. На цены этого года биржа не способна будет повлиять.

А госрегулирование цен, которым грозит первый вице-премьер Зубков, уже вводится — запрещен экспорт зерна.«Если еще диктовать цены хлебозаводам, то можно быстро придти к дефициту товарных позиций. Из-за роста издержек», — отмечает эксперт и советует ограничить рост цены на стадии оптово-розничной торговли зерном. Но если и это не поможет и цены на хлеб продолжат рост, то вмешательство государства вполне возможно, полагает Воробьева.






Источник: www.gazeta.ru
  • управление бюджетом