РЖД разгонит штрафы до Европы

«Российские железные дороги»(РЖД) предлагают увеличить штраф для«зайцев» в электричках до европейского уровня в 60 евро, сообщил во вторник в Москве начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых.«По нашему мнению, возможно увеличение суммы штрафов хотя бы до европейских стандартов. Там цифры начинаются с 60 евро: в Швейцарии — 60 евро, такая же сумма в Германии, во Франции — 80 евро. Мы предлагаем увеличить суммы и взыскание платежей передать перевозчику», — сказал он.

Сейчас сумма штрафа за безбилетный проезд, установленная Кодексом об административных правонарушениях, составляет 100 рублей.«Низкий размер штрафов, поступающих в бюджет, делает их символическими платежами», — считает Верховых. При этом нет и четкой системы взыскания этих сумм.«Полномочиями по взысканию штрафов был наделен Ространснадзор, а практически эта функция ни за кем не закреплена», — пояснил он.

Когда появятся новые штрафы, в РЖД не говорят.«Мы сейчас ищем поддержки в Минтрансе, пока ее не находим. Там мнение бытует такое, что это не дело государства, это взаимоотношения перевозчика и пассажира. Хотя мы видим уже, что это какое-то бедствие — езда без билета», — сетует Верховых. При этом топ-менеджер отметил, что

компания установила бы такие штрафы«прямо сейчас, если бы была такая возможность».

Считают экономически обоснованным в РЖД и повышение тарифа в пригородных электричках в 2011 году в полтора раза. Так, сейчас в Московской области тариф — 16,5 рубля за зону.«По нашим оценкам, он может составить около 25 рублей», — сказал Верховых.



В компании сетуют на крупные убытки от пригородных перевозок.«Перекрестное субсидирование(в 2011 году) должно прекратиться. Мы оцениваем в следующем году наши доходы порядка 40 млрд рублей, расходы — порядка 80 млрд рублей», — говорит Верховых. По его словам, оптимальным сценарием развития событий является исполнение решения правительства о возмещении регионами убытков местных перевозчиков —«дочек» РЖД.

Компенсировать убытки РЖД от пригородных перевозок из федерального бюджета правительство действительно пообещало несколько лет назад.«Пришли к выводу, что это социальный транспорт и он априори убыточный, — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Но тогда это было скорее популистское решение. Государство взяло на себя повышенные социальные обязательства по пенсиям, зарплатам. А теперь денег нет — бюджет дефицитный». По мнению Николаева, в РЖД понимают, что компенсировать ущерб от перевозок в должной мере не будут ни регионы, ни государство, и теперь компания действует по принципу«заявляй и проси больше, ведь все равно дадут меньше».

«В России просто необходимо выделять субсидии на пригородные перевозки, чтобы сохранить их», — считает эксперт-аналитик департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев. Но одновременно не менее важно повысить прозрачность финансовой деятельности перевозчиков. Сейчас проверить адекватность повышения стоимости проезда попросту невозможно, так как открыто расчёты себестоимости не публикуются.



Что же касается планируемых размеров штрафов, то, по мнению экспертов, РЖД просто оторвались от реальности.

«В Европе пассажиры тоже ждут электрички по несколько часов и ездят на крыше и между вагонами? — задается вопросом Николаев. — Странно наблюдать, когда в двадцать первом веке страна, которая получила сотни миллиардов нефтедолларов, не может обеспечить должного уровня сервиса на сто процентов государственной компании».

За последние двадцать лет он не изменился: в вагонах нет кондиционеров и туалетов(нужду некоторым пассажирам приходится справлять прямо в тамбурах). Да и средняя зарплата в России явно не дотягивает до европейского уровня.«Если она в пересчете на европейскую валюту составляет 500 евро, то штраф 60 евро — явный перебор», — говорит Николаев.

«Главное в штрафе не столько его величина, сколько неотвратимость наказания», — говорит Евгений Алексеев. По его словам, нужно основательно усилить контроль оплаты проезда. При этом не забыть и о мотивации контролирующих работников, для чего установить такую систему оплаты труда, при которой не будет стимулов брать себе«в карман». Сейчас серьёзно заниматься собираемостью штрафов в 100 рублей смысла нет — расходы на такой контроль окажутся выше, чем выручка от штрафов. Поэтому уполномоченные органы этим и не занимаются. А перевозчик лишён права брать штрафы.






Источник: www.gazeta.ru
  • управление бюджетом