Наша история. Ревизор это профессия или призвание?

  Корни эффективного финансового управления уходят в глубину веков

Контроль всегда актуален



В России чёткие упоминания о государственном финансовом контроле встречаются с 1654 года, когда в царствование Алексея Михайловича в целях повышения эффективности финансового управления под кураторством царской Думы был учреждён Счётный приказ, или Приказ счётных дел.



В 1720 году император Пётр I учредил специальный контрольный орган по управлению финансами – Ревизионную коллегию. В следующем столетии император Александр I высочайшим манифестом от 25 июля 1810 года учреждает Главное управление ревизии государственных счётов во главе с Государственным контролёром. И первым Государственным контролёром в истории России становится барон Балтазар Кампенгаузен.



Уже значительно позже, на заре советской власти, 23 октября 1923 года для осуществления контрольных функций в составе Народного комиссариата финансов образуются обособленные подразделения государственного финансового контроля: в центре – Контрольно—ревизионное управление Наркомфина, на местах — его территориальные подразделения. Именно эта дата стала официальной при отсчёте создания контрольно—ревизионных органов в России.



В Удмуртии Контрольно—ревизионное подразделение Наркомфина начало свою
деятель¬ность в 1923 году, как Контрольно—бухгалтерское управление в составе Областного финансового от¬дела, основной задачей которого было проведение последующего контроля, т.е. организация и проведение ревизий. С 1923 по 1928 годы заведующим Контрольно—бухгалтер¬ским управлением ОБФО Вотской автономной области работал Пётр Федосеевич Ольшанский. В 1925 г. были созданы контрольные ячейки в городах Ижевске и Можге, в которых работали по одному контролёру и помощнику контролёра. Уже в те времена к работе контролёра, его профессиональным и личным качествам предъявлялись высокие требования.



Из инструктивного материала уездным контрольным ячейкам и волостным ревизионным комиссиям (составлен заведующим контрольно—бухгалтерским подотделом ОБФО В АО П. Ольшанским, 1926 г.):



«Работа контролёра разнообразна по предметам её ведения, нередко связана с выез¬дами для обследования подконтрольных учреждений и требует от своих работников тща¬тельного изучения и знания деятельности контролируемых ими учреждений. Критические замечания контроля только тогда будут конкретны, когда они опираются на твёрдые и убедительные доводы. … вообще контрольному работнику нужно углубляться в существо хозяйства под¬контрольного органа, проникнуть в щели его, следить за каждым его шагом, дабы получить такую картину их хозяйствования, которая дала бы нам полную возможность дать объективную оценку прошлого и оценку таких требований к бюджету на будущий год ...



Словом, надо захотеть, чтобы найти тысячу способов вникнуть в глубину хозяйства того или иного ведомства, само собой разумеется, что новая задача требует от контролё¬ров, чтобы они были настоящими живыми людьми, с горячей кровью, с бьющимся сердцем, чтобы исчезло представление о том, что контролёр есть человек, который сидит и корпит над документом и только знает одни документы, это всегда должен помнить каждый контрольный работник».



В интересах государства



В течение следующих лет в соответствии с требованиями политических курсов структура контрольно—ревизионных органов постоянно менялась, росли требования к ревизорам.
Из Положения 1946 года о государственном контроле за расходованием и сохранностью хлебопродуктов:



«В своей работе контролёры обязаны неуклонно руководствоваться интересами государства, не поддаваться каким—либо посторонним влияниям, в корне пресекать все беззакония в расходовании хлебопродуктов, «не щадить отдельных лиц, какое бы они положение не занимали, щадить только дело, только интересы дела».
Контролёры должны были «тщательно осуществлять контроль за расходованием и сохран¬ностью хлебопродуктов, не вступать ни в какие неделовые отношения с контролируемыми долж¬ностными лицами, быть принципиальными в выполнении возложенных на них обязанностей, должны быть чисты, безукоризненны и беспощадны в своей правде для того, чтобы они могли иметь не только формальное, но и моральное право ревизовать других».



Идеальному владению профессией ревизора не научат ни в одном высшем учебном заведении страны. И это понятно: если мы говорим о человеке, в чьи обязанности входит исполнение контрольных функций в отношении других лиц, в особенности должностных работников из разряда руководящих, то не только уровень профессионализма, но и психология его поведения, общения и поступков обязаны быть на высоте.
Профессиональная компетентность и профессиональная объективность – одни из основных качеств ревизора. Отсутствие компетентности уничтожает ревизорскую объективность. А ведь это один из главных принципов контроля.



Из воспоминания работников Минфина УАССР в летописи Министерства финансов Удмуртии, 1980 г.: «…настоящими наставниками для меня стали Вечканов Н.В. и Яковлев Ю.К. «Ни малейшей фальши, ничего наносного, только объективность в работе» – преподали они при первой же встрече урок, а затем терпеливо помогали осуществлять его на практике.» (Корепанов Г.В.)



К началу 90—х годов аппарат Контрольно—ревизионного управления Министерства финансов оставался единственным государственным учреждением в России, обладавшим опытом и многолетней практикой организации и проведения ревизий финансово—хозяйственной деятельности предприятий и организаций.



Сформировавшийся коллектив КРУ отличался стабильностью кадрового состава. Здесь особенно чтили те традиции, которые формировались на протяжении многих десятилетий и передавались из поколения в поколение. Высокий профессионализм, честность, выдержка и терпение — вот те качества, за которые ценили и уважали контролёров— ревизоров КРУ. Ревизор может наизусть знать все законы и инструкции, но если он не умеет себя вести, общаться, уважать мнение объектов контроля и отстаивать свою точку зрения, то грош цена его профессионализму.



Из воспоминаний работников КРУ Минфина о контролёре—ревизоре Вере Сергеевне Алексеевой, ставшей примером истинного специалиста этой профессии и преданной этому делу более 35 лет, 2006 г.: «…она могла поддержать в трудную минуту мудрым советом, подбодрить добрым словом, выручить в сложной ситуации. К ней не стыдно было обращаться с любым пустяковым вопросом — терпеливо, доходчиво растолкует, покажет… Она умела так организовывать проведение ревизий и проверок, что ни мы, ревизоры, ни работники проверяемых организаций не чувствовали напряжения и не испытывали нервотрёпки».



Реформа и кадры



Кадровый вопрос в сфере финансового контроля всегда был и остаётся ключевым, и особенно острым он становится во время реформирования целой, казалось бы, отлаженной системы. Так, в структуре контрольно— ревизионных органов Российской Федерации существенные изменения коснулись современных ревизоров после вступления в силу Указа Президента РФ от 02.02.2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово—бюджетной сфере».



Было проведено реформирование системы внутреннего государственного финансового контроля заключалось в упразднении ведомства, которое до этого момента было прямо ответственно за проведение контрольных мероприятий в рамках реализации контрольных полномочий — Федеральной службы финансово—бюджетного надзора. Упразднение ведомства произведено с одновременной передачей его полномочий ряду иных ведомств, при этом функции по основной деятельности — контролю в финансово—бюджетной сфере — переданы Федеральному казначейству и его территориальным органам.
Перед Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике в связи с выходом данного указа стояла задача обеспечить преемственность функций и непрерывность контроля. Вот тут и появились вопросы: Как решить эту задачу? Так ли необходимо сохранение кадрового состава ревизоров? Смогут ли уже привыкшие к существующему рабочему укладу люди оперативно перестроиться?



Решением поставленных перед Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике задач стало максимальное сохранение кадрового потенциала контрольно—ревизионного блока Территориального управления Федеральной службы финансово—бюджетного надзора в Удмуртской Республике.



Так, за период с 2016 года в Управлении Федерального казначейства по Удмуртской Республике в контрольном блоке сформировался работоспособный и квалифицированный коллектив единомышленников, где работают специалисты с высшим образованием, имеющие большой стаж финансовой и бухгалтерской работы, которых отличает высокий профессионализм, ответственность и объективность в отношении к ревизуемым организациям. Большинство из них идут с этой профессией по жизни.



Более опытные специалисты продолжают передавать свои знания молодым. А новые перспективные сотрудники стремятся познать все тонкости этой непростой работы, с удовольствием перенимают опыт и при этом открыты для всего нового.



Именно это и стало залогом дальнейшего качественного и эффективного исполнения контрольной функции на территории Удмуртской Республики.
Безусловно, профессиональная компетенция ревизора играет важнейшую роль. Но вот достаточно ли этого?
Возможно, для этого необходимо призвание?



То есть склонность, внутреннее влечение к какой—либо деятельности, профессии или дело жизни человека, его назначение. Исходя из этого определения можно сделать вывод, что профессия ревизора требует призвания. Благодаря влечению к своей работе и стремлению выполнять свои должностные обязанности на высокопрофессиональном уровне, достигается высокий профессиональный результат.



Сотрудник становится грамотным ревизором постепенно, накапливая знания и опыт – развивая ревизорское чутьё. Это подтверждается воспоминаниями работников Минфина УАССР в летописи Министерства финансов Удмуртии, 1980 г.: «Я не случайно перечислила всю свою многогранную, разноотраслевую работу, т.к. считаю, что настоящим финансистом—экономистом можно стать, только изучив все отрасли. Особенно это относится к ревизорам… В заключение хочу сказать, что финансовая работа очень интересная и разнообразная по значимости и познавательности». (Л.А. Перепелова)



Конечно, выбор профессии ревизора по призванию является наиболее успешным, поскольку будет соответствовать внутренним потребностям человека и его способностям.
Но, к сожалению, бывает и так, что специалист, проработав буквально несколько месяцев, уходит из ревизорского состава. Другой же будет следовать за своим призванием, находя работу интерес ной и значимой.



Вот что вспоминает Н.П. Полстовалов работник Минфина УАССР: «В первое время работа не понравилась. Мне казалось, что много ведется пустых и ненужных бумаг. Со временем появился интерес к работе. Значительно позже полюбил работу и считаю, что работа в финорганах – одна из интересных, нужных и полезных работ».
Профессионализм, заинтересованность в своей работе и, конечно, отчасти призвание, пожалуй, самое главное, без чего невозможно работать настоящим ревизором, независимо от опыта.



Е.М. Береснева,
заместитель начальника контрольно—ревизионного отдела в социально—экономической сфере

Источник: udmpravda.ru
  • управление бюджетом