Целину без девчат не обживёшь
в составе первого отряда добровольцев из УАССР и работе трактористом в Коминтерновской МТС Краснокутского района Павлодарской области. Февраль 1954 г. — 1958 г.
По путёвке в дальний путь
Я был членом ВЛКСМ и уже 2 года проработал трактористом к этому времени. Я пошел в райком комсомола Можгинского района и написал заявление, чтобы мне дали путёвку комсомола. Это в начале февраля 1954 г. И ждал до 14 марта. 14 марта 1954 г. вручали мне её в клубе «Победа» г. Можги. Вместе со мной получили Балобанов Николай Васильевич, Якимов Филипп, все трое были с Почешурской МТС. Еще получили путевки трактористы из Можгинской МТС Лялин Михаил Михайлович, Задорин Анатолий.
Путевки вручали в клубе «Победа», было очень много народу и играл духовой оркестр. Все нас поздравляли, что нам выпала такая честь ехать на целину. Конечно, мама была против, а папа говорил: «Я горжусь тобой, сын, что едешь осваивать бескрайние целинные степи!». Братья и сестры тоже гордились.
18 марта 1954 г. мы все, ребята с Можгинского района, приехали в Ижевск, а 19 марта нас провожали с Ижевска. Провожали очень весело, и снова на перроне играл духовой оркестр. Провожали нас с Ижевска со старого железнодорожного вокзала. Провожающие все плакали и жали нам руки, и желали удачи.
Я на поезде ехал первый раз. На ст. Агрыз нас пересадили в купейные вагоны, я их увидел первый раз. В этих вагонах нас везли до Петропавловска, там нас пересадили в поезд «Петропавловск — Павлодар». Везли нас через Омск, Кулунду. Когда нас повезли с Омска по Кулундинским степям, то мы все смотрели в окна на бескрайние степные дали, и все говорили: «Вот бы на таких полях поработать!», мы же не представляли степи Казахстана.
И вот наш состав прибыл на станцию г. Павлодара. Встречали нас руководители КПСС и ВЛКСМ. Встречали очень весело, была музыка и очень много народу. Были русские и казахи, и всем нам жали руки. И вот нас стали распределять по МТС и совхозам. Наша партия с Можгинского района и Бемыжского района попали в одну МТС Коминтерновскую, т. к. мы ехали в одном вагоне, познакомились все друг с другом и не расставались. Ехали в вагонах очень весело. Повезли нас с Павлодара на грузовых машинах, правда, они были закрыты спереди и с боков, а сзади открыты. Проехали от Павлодара километров 25–30, разыгралась очень сильная метель, и водители вернулись снова в Павлодар, т. к. автотрасс не было, и ехали по степи. Нас там поместили в железнодорожное общежитие, подогнали паровоз, и он обогревал общагу. Через 2 дня погода утихла, и нас снова — по машинам и в путь.
Вечером нас привезли в Краснокутск, это райцентр. А когда ехали и говорили, что нужно ехать через р. Иртыш по льду, то мы как-то немного испугались, ведь никто не видел такой реки, да еще по льду. В райцентре нас поселили в гостиницу, а затем пригласили в столовую, кормили бесплатно, и встречало нас районное начальство.
В Казахстане по русскому обычаю
До Коминтерновской МТС было еще 100 км, но снова метель, и мы просидели двое суток в райцентре. Пришла с МТС машина с тракторами, и нас повезли. В МТС приехали вечером, и нас встречали руководители МТС. Сразу нас в столовую повели и там накормили с дороги. В столовой нас поздравлял с приездом директор МТС Хамиев, казах, и инженер парткома. Директор МТС всем нам налил по рюмочке и сказал: «Это по русскому обычаю так встречают гостей». МТС была основана в 1942 г. И очень большое село 2,5 км в длину, 3 улицы. Население в нем было: русские, украинцы, приехавшие в 1912 г., казахи, турки, молдаване, гагаузы, называли себя болгарами. Все к нам очень хорошо относились. Нас распределили по квартирам, и мы 3 чел. попали на квартиру к украинцам. За квартиру с нас ничего никто не брал.
В МТС уже были трактора новенькие ДТ-54 с кабинами, да и вся сельскохозяйственная техника новая. В первый год освоения целины нужны были трактора, плуги, сеялки. Мы все, целинники, целый месяц ничего не делали, т. к. вся техника была новая и готовая к выходу в поле. В конце апреля сформировали бригады, снег уже растаял, и нас всех распределили по бригадам. Мы, можгинцы, в основном все были в одной бригаде. От МТС нашу бригаду отправили в колхоз «Ленинский» за 25 км от МТС. Там нам нарезали клетки-загонки, и мы начали распахивать целину. Правда, в бригаде были и казахи, но очень дружно жили в бригаде. Бригадиром был у нас Епанешников Аркадий с Бемыжской МТС. Поваром была Морозова Женя с Можги, приехала с мужем Морозовым Иваном, которые работали в Можгинском леспромхозе.
О верблюдах и сусликах
В бригаду продукты возил с колхоза дед-казах, русский он немного знал, т. к. был фронтовик, и там научился русскому языку, правда, немного. Он возил продукты на верблюде, тогда я увидел первый раз верблюда так близко, а еще когда начали пахать, то увидел сусликов в первый раз. Кормили нас хорошо, ведь поваром была наша землячка Женя, и мы все её очень уважали. В бригаде в степи не было радио, и мы 1 мес. жили как дикари. А потом нам все же
дали приемник на батарейках, и мы слушали его. В бригаде жили в палатках до окончания полевых работ. В бригаде было 9 тракторов, все новые, по 2 тракториста пахали в 2 смены, норма была вспахать 6,5 га. Её все выполняли и перевыполняли. С МТС нам платили деньгами, и получали в то время 3-3,5 тыс. руб. каждый месяц, да еще с колхоза на каждый трудодень, или как его называли «палочкой», по 3 кг зерна. Зерно мы там получали в колхозе и сдавали в «Заготзерно», там нам давали квитанцию, что зерно сдал, а дома в «Заготзерно» получали. В то время Удмуртия была бедновата, а когда я приехал домой в отпуск и получил это зерно, то в деревне все жители возмущались: «Как это так получилось?».
Кино мы видели раза 2 за все лето. В бригаде были одни ребята, девчат не было, и было скучновато. Да вообще, в 1954 г. ехали в основном ребята-трактористы. А в 1955 г. правительство поняло, что целину без девчат не обживешь, и дали клич: девчата - на целину. Начали готовить трактористов-девчат и в 1956 г. начали привозить девчат-трактористов. Жизнь на целине была очень хорошая и веселая.
Источник: udmpravda.ru