Бизнесмены всей страны гоп до кучи
«Никакой элиты в России нет. Ни «политического класса», ни «корпоративно организованного чиновничества», ни «бизнес-сообщества». Вместо нее есть совокупность высокопоставленных слуг, каждый из которых озабочен только тем, чтобы увеличить или хоть сохранить собственные выгоды».
Увы, этот красивый текст сочинил не я: он был несколько дней назад опубликован в «Газете.Ru». Зато в нем выражена, может быть, самая главная на сегодня для отечественных предпринимателей мысль: никакого «бизнес-сообщества» у нас нет. Созданные под крылом власти предпринимательские организации не в счет.
Эту же идею пытаются, каждый по-своему, озвучить представители Всероссийского движения за честный рынок Илья Хандриков и Константин Таратыркин. «Спасение МСП в тотальной консолидации», — утверждает первый. «Мы должны объединяться не для защиты. Воробьиная стая бессильна против человека с ружьем. Наша цель прибыль, научимся совместно зарабатывать, победа за нами. С режимом нам сейчас не о чем говорить, а вот друг с другом надо», — взывает к коллегам второй. Интересно, услышит ли их кто-нибудь?
В мае прошлого года на Пушкинской площади состоялся митинг малых предпринимателей в свою защиту. Его как раз и организовало Движение за честный рынок. На защиту кровных интересов отечественного малого и среднего бизнеса грудью встали человек 300, среди которых было полдюжины представителей различных мелких партий, пришедших агитировать собравшихся за самих себя. И еще дюжина руководителей различных предпринимательских организаций из разных городов. Как вы думаете, станет хоть кто-то в нашем госаппарате хоть краем уха прислушиваться к такому представительному форуму?
Заученный в прежние времена лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» переводили на украинский (может быть, и в шутку): «Голодранцы всех стран, гоп до кучи!». Вот с кучей у нас как раз и проблемы. Слишком многие, попав в общую кучу, ту же начинают играть в известную детскую игру «царь горы». Вместо реального объединения они распихивают локтями встречных и поперечных, стремясь оказаться выше всех. В итоге общая куча разваливается, а участники объединения разбегаются с помятыми лицами, чтобы создать свою маленькую группку и комфортно себя в ней чувствовать.
Сегодня, например, в столице стоят на повестке дня два малоприятных вопроса. Во-первых, льготы на аренду для малого и среднего бизнеса в Москве могут упразднить. Правительство города рассчитывает на поступление в бюджет за счет этого нововведения 10 миллиардов рублей.
Льготы на аренду были введены в помощь малому и среднему бизнесу в 2008, когда надвигался кризис, который многие небольшие компании так и не пережили. Затем эти льготы ежегодно продлевались. И предоставляются они далеко не всем, а компаниям, которые участвуют в социальных программах, а также программах реформирования ЖКХ и инноваций. Еще к льготной категории относятся детские, молодежные кафе и предприятия семейного досуга, общепит и предприятия, «осуществляющие приоритетные для экономики города виды деятельности» — это строительство и архитектура, здравоохранение, образование и ремесленничество.
Что означает такая льгота? В 2008 году ежегодная минимальная льготная ставка составляла 1200 рублей за 1 кв. м. Сейчас она составляет 1800 рублей за 1 кв. м, а минимальная рыночная цена (в зависимости от района) достигает 6000 рублей за 1 кв. м.
Сейчас, на фоне снижения доходов от приватизации, чиновники московского правительства бросились искать резервы для пополнения городской казны. И сразу оказалось, что, по оценкам самих чиновников, реально льготами пользуются 2,5% предпринимателей, остальные зарабатывают на субаренде.
С одной стороны сразу встает вопрос: куда же смотрели раньше. А за ним еще один: кто же это и по каким критериям получал льготы, если большинству получавших арендованные площади нужны были только для сдачи в субаренду. Но это – вопросы к чиновникам.
Вопрос к предпринимателям совсем другой: что вы будете предпринимать, господа хорошие, если речь действительно идет о жизни ваших фирм? Вновь выпускать на одиночные пикеты тех, кому уже деться некуда, а сами сидеть в кустах, закрыв глаза ушами, чтобы ничего не видеть и не слышать?
Вот вторая проблема, вставшая в последнее время перед столичными предпринимателями: Федеральное агентство по управлению имуществом, как утверждают представители малого бизнеса, использует силовые методы, взыскивая долги с предпринимателей, задержавших арендную плату. Если некий предприниматель по каким-то причинам задолжал за аренду помещения Росимуществу, представители этого ведомства приезжают со своим ЧОПом и своими силами, без приставов, пытаются выселить арендаторов с объекта. При этом чиновники действуют во внесудебном порядке. «Вместо того чтобы подавать в суды, выселять арендаторов с помощью судебных приставов, они осуществляют это самостоятельно, что является прямым нарушением закона», — заявляет директор некоммерческого партнерства «Содействие предпринимателям-арендаторам» Роман Жигульский, входящий также в руководство уже не раз упомянутого Всероссийского движения за честный рынок.
А еще Департамент имущества города Москвы пользуется тем, что статус недобросовестного арендатора можно признать «задним числом», и отказывается продлевать срок аренды городских помещений, — утверждал в свое время руководитель Московского агентства по развитию предпринимательства Андрей Маштаков. И на данный момент при отсутствии со стороны арендатора нарушений условий договора об аренде нежилого помещения, находящегося в собственности города Москвы, в текущий период существует возможность расторжения с ним такого договора на основании признания его недобросовестным арендатором несколько лет назад.
Кто будет защищать оказавшийся на улице бизнес?
В стране создан институт бизнес-омбудсменов. В федеральном масштабе защитой бизнеса должен заниматься Борис Титов, бывший глава объединения среднего бизнеса «Деловая Россия». Он начал свою деятельность с заявления о том, что надо бы выпустить из тюрем сидящих там по сомнительным уголовным делам предпринимателей, в частности Михаила Ходорковского. И тут же последовал ответ: омбудсмен, знай свое место.
Что должен делать в такой ситуации защитник прав бизнеса? Это зависит от того, кто стоит у него за спиной: сплоченные ряды готовых реально поддержать его предпринимателей или же только собственная фирма, которую наши правоохранительные органы сметут, как карточный домик, в считанные дни. Кто видел эти сплоченные ряды предпринимателей, готовых стоять за свое же дело?
Все тот же Илья Хандриков честно признается: «Казалось бы, в России, как и во всем цивилизованном мире, сформирована нормальная система (системы) консолидации бизнеса, исходя из функций производителей товаров и услуг, и работодателей. Но это не так! Скорее, в России как бы созданы системы консолидации предпринимателей. А учитывая малый процент объединенных в сообщества предпринимателей (5-7%), права предпринимателей России фактически никто не защищает».
Между прочим, я не раз упоминал в тексте Всероссийское движение за честный рынок, деятели которого все время пытаются что-то сделать для защиты предпринимательских прав. А теперь скажем честно: это – организация, по российским меркам, микроскопическая. И то, что она постоянно старается хотя бы поднять шум по тем или иным поводам – такой же нонсенс, как отряды польских гусар, в 1939-м году бросавшиеся в конном строю с обнаженными саблями на танковые колонны генерала Гудериана. И за ними, еще более чем за Борисом Титовым, нет силы, которая готова была бы их поддержать.
И таких крохотных организаций много, но объединиться в одно целое они не готовы.
Каждый умирает в одиночку – это чуть ли не девиз отечественного бизнеса. Может быть, пора задуматься, как выживать вместе? Недаром, обращаясь, правда, к совсем другим людям, Маркс с Энгельсом утверждали, что вместе они завоюют весь мир.
Владимир Володин, эксперт НИСИПП.
Источник: business-news.ru