Будущее за облаками: начинается новая компьютерная эпоха

Давайте посчитаем. Допустим, что компьютер на рабочем месте используется 8 часов в сутки, т. е. 16 часов в сутки он простаивает. Домашний используется, допустим, столько же. По результатам многочисленных исследований, средняя загрузка ресурсов компьютера не превышает 10%. Посмотрите на использование ресурсов процессора компьютера, когда вы печатаете документы или ищете информацию в сети, – загрузка меньше 5%. Просуммируем загрузку среднестатистического ПК за сутки.

Получается, что, заплатив за компьютер 100% стоимости, используем его мы всего на 3,3%. Этот факт постепенно осознают все участники процесса – и бизнес, и потребители.

Уже несколько лет активно развиваются«облачные вычисления»(cloud computing), которые позволяют загружать своими специфическими ресурсоёмкими задачами некие компьютерные кластеры. Пользователь при этом не покупает суперкомпьютер, а арендует машинные ресурсы по мере надобности. Задачи для облачных вычислений разрабатываются и программируются специально и потом передаются по локальным сетям или по интернету в«облако». Но для обычных(домашних) пользователей все это пока что малоинтересно.

Однако рассмотрим, что собой представляет обыкновенный домашний ПК. Внешне это коробка – системный блок, дисплей, манипуляторы для ввода данных – клавиатура, мышь, тачпад и т. д. Собственно, нам, обычным пользователям, не очень важно, как всё это работает: нам нужно вводить информацию и получать информацию, а где происходит ее обработка, неважно.

Многие компании выпускают так называемые«тонкие клиенты» Эти компьютеры позволяют по локальной сети подключаться к серверу и, используя удаленный рабочий стол, выполнять любые приложения, на которые хватит ресурсов у сервера. Но такие решения по объективным причинам сейчас используются только корпоративными пользователями.

А почему обычный человек не может через интернет использовать похожую схему работы?

Более того, сформировались уже целые классы устройств, которые могут органично вписаться в схему использования Software as a service(SaaS).

Причем большинство таких устройств, за исключением неттопов, – это мобильные девайсы – нетбуки, планшетные ПК, смартфоны. Единственное, что сдерживает развитие использования таких устройств в роли клиентов, которые не обрабатывают данные сами, а лишь отправляют и получают их, — это скорость мобильного доступа в интернет.

Позволим себе немного«футурологии». Какая картина получается, если принять все вышеизложенное во внимание? Новые стандарты беспроводных сетей четвертого поколения(4G) – LTE и WiMax – обеспечивают скорость передачи данных до 100 Мбит/с. Сети с такими скоростями уже строятся в России, США, Японии, Корее, Китае, Швеции, Норвегии, в ряде других, в том числе развивающихся, стран.

Рассчитаем приблизительно скорость работы интернета, необходимую для передачи самого тяжелого трафика — HD-видео. Для видео высокой чёткости с частотой кадров 60Гц и сжатием VC-1 понадобится скорость доступа не более 40 Мбит/с. А это значит, что, когда сети 4G получат широкое распространение, станет возможным повсеместное использование небольших портативных устройств, оснащенных WiMax- или LTE-модулями для подключения к мобильному интернету.

Компьютеры, какими мы их знаем сегодня, очевидно, уйдут в прошлое: пользователи перейдут на маленькие, легкие и дешевые(около $100) терминалы с сенсорными экранами и маломощными, но зато энергоэффективными процессорами, а все«тяжелые» вычисления(обработка данных) будут производиться за пределами этой«коробочки», на удалённых суперсерверах.

Вычислительные мощности будут арендоваться по подписке. Скажем, вы собрались смонтировать фильм из записей со старых плёнок. Вы подключаете камеру к терминалу, списываете кассеты на ваш удалённый аккаунт, подготавливаете проект вашего ролика. При использовании современных компьютеров на финальную прорисовку(рендер) вашего ролика понадобилось бы значительное время, несколько часов. На мощном суперкомпьютере это займет секунды, а производительность(в зависимости от вашего тарифного плана) сможет кратковременно подскакивать в сотни или тысячи раз по сравнению с вашим сегодняшним домашним компьютером. Т. е. при такой схеме ваш компьютер всегда будет«самым современным»: ему не понадобятся обновления или замена вышедших из строя деталей – обо всём этом позаботятся компании, у которых вы подпишитесь на те или иные сервисы и приложения.

Человек Подключенный станет Человеком Арендующим. Платить придется только за то время, которое вы работаете с программами.

Сейчас это уже происходит с кинофильмами: многие интернет-провайдеры предоставляют сервис«видео по запросу». А в будущем покупка и владение информацией на носителях, будь то программа, музыка или фильм, и вовсе станет атавизмом.

Конечно, все эти позитивные изменения станут возможны только при условии разработки суперкластеров(суперкомпьютеров), которые позволят запускать виртуальные компьютеры с динамически изменяемыми параметрами, разработки новых систем шифрования и защиты личной информации на удаленных суперсерверах и, наконец, разработки тарифных планов, привлекательных для пользователя. Но в итоге в любой точке мира, где есть подключение к интернету, у любого пользователя появится возможность пользоваться самыми передовыми вычислительными мощностями.

Носители персональной информации, очевидно, тоже изменятся. Данные от видеокамер и фотоаппаратов уже сейчас могут через беспроводные модули передаваться в интернет и храниться на фотовидеохостингах. В будущем так будут действовать все устройства, которые нуждаются в носителях информации.

Именно мобильные сети 4G позволят нам в ближайшем будущем не тратить время и деньги на проблемы с устареванием и поломками, на покупку более современных, надежных и производительных компьютеров, а сосредоточить свои усилия на более острых вызовах современности.






Источник: www.gazeta.ru
  • управление бюджетом