Китайцы смотрят в технопарк

На недавнем заседании комитета ГДСК по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению депутат Роман Савичев предложил внести поправки в Устав СК, касающиеся порядка и срока назначения на должность вице-губернатора и первых заместителей председателя правительства края. Члены комитета единогласно одобрили эту инициативу и включили рассмотрение вопроса в план на июнь. Судя по всему, депутаты решили «подтолкнуть» губернатора Александра Черногорова к принятию непростого для него решения – внесению ключевых фигур краевого правительства на согласование в Думу, где правит бал фракция «Справедливой России», которую трудно заподозрить в лояльности к ставленникам главы края. Следует отметить, что Роман Савичев, обративший внимание на «пробелы» в Уставе СК, не принадлежит к эсеровскому крылу, а является членом ЛДПР и, между прочим, единственным практикующим юристом (возглавляет ОАО «Юридическое агентство «СРВ») в составе новой Думы. В беседе с корреспондентом «Ставропольской правды» он рассказывает о сути предложенных поправок и комментирует некоторые законодательные инициативы депутатов.

- В настоящее время, - говорит Р. Савичев, - мы имеем трех высокопоставленных чиновников, которые «исполняют обязанности» в соответствии с распоряжением А. Черногорова. Это и.о. вице-губернатора Анатолий Воропаев и два и.о. первого заместителя председателя правительства края – Юрий Белый и Владимир Шаповалов. Избавиться от приставки «и.о.» они могут лишь после того, как губернатор согласует их кандидатуры с краевой Думой – в соответствии с Уставом СК. Но Александр Леонидович не спешит это делать, что, разумеется, тревожит депутатов… - Насколько я знаю, в данной ситуации «исполнять обязанности» они могут сколь угодно долго. Вправе ли Дума заставить губернатора внести их кандидатуры на согласование?

- Нашумевшая отставка ряда членов правительства края и назначение губернатором новых до сих пор широко обсуждается в крае. Оценивается это по-разному, но в конце концов у А. Черногорова есть право формировать свою команду, ему работать с этими людьми. Проблема же, на взгляд многих экспертов, заключается в том, что вряд ли большие чиновники смогут трудиться плодотворно, с полной отдачей, имея перед названием должности приставку «и.о.», это и психологически нелегко. Во всяком случае, я, например, чувствовал бы себя в этой ситуации временщиком, обладателем ущербных – в плане легитимности – полномочий. А Ставрополью не нужны временщики, краю в его непростом социально-экономическом положении требуются реальные лидеры, умеющие решать проблемы, люди, которым доверяет не только высшая исполнительная власть в лице губернатора, но и законодательная – т.е.

Государственная Дума. Но «заставить» губернатора внести кандидатуры А.

Воропаева, Ю. Белого и В. Шаповалова (которые, кстати, уже более месяца «исполняют обязанности»!) на согласование в Думу депутаты действительно не могут. Согласитесь, странная ситуация: мы имеем право на согласование, но не можем им воспользоваться. Поэтому я и предложил поправки в Устав края, в соответствии с которыми губернатор обязан в месячный срок внести на рассмотрение Думы фамилии лиц, претендующих на должности, подлежащие согласованию.

Возможно, и срок депутаты определят не месяц, а, например, два, но механизм назначения должен работать, чтобы люди не находились очень долгое время в «подвешенном» состоянии. В нынешней редакции Устава края также не прописано, а что будет, если ГДСК не согласует кандидатуры, представленные губернатором? Сможет ли он их выносить повторно или в следующий раз потребуются другие фигуры? Эти и другие пробелы необходимо восполнить.

- Разумно. Однако я не уверен, что А. Черногорову придется по душе эта идея – вносить такие «неудобные» поправки в Устав, особенно сейчас, когда «Справедливая Россия» в краевой Думе имеет большинство. Как вы думаете, это большинство согласует и.о. вице-губернатора А. Воропаева?

- Если честно – маловероятно. Но партия, победившая на краевых парламентских выборах, имеет право диктовать свою волю. Без сомнений. И губернатору все равно придется прислушиваться к ее голосу, дабы избежать опасной конфронтации, которая может сильно навредить – даже и не отдельным личностям, а всему краю… Что же касается моего мнения, то я не могу понять логику отставки трети членов правительства края, отвечающих за экономический блок. Допустим, их деятельность не удовлетворяла А. Черногорова. Но ведь работу этого блока в целом курировал и.о. первого заместителя председателя правительства А. Воропаев, стало быть, он должен разделить их судьбу? Но глава края рассудил по-другому и назначил А. Воропаева на должность и.о. вице-губернатора. Похоже, тут чистая политика.

- А что вы скажете о недавнем заседании ГДСК, на котором депутаты приняли в первом чтении законопроекты об увеличении размера детских пособий до 300 рублей и учреждении звания «Ветеран труда Ставропольского края», что потребует больших дополнительных расходов. Говорят, за год это обойдется бюджету края в сумму, превышающую миллиард рублей. И как раз-таки эти депутатские инициативы многие в правительстве края склонны расценивать как политику чистой воды: мол, в бюджете новые расходы не предусмотрены, денег все равно нет, а все задуманное – ловкий популистский ход накануне выборов в Государственную Думу России.

- Я не готов со всей определенностью сказать, «потянет» казна края весомые дополнительные расходы или нет. Скорее, да. Поэтому и голосовал на заседании Думы за то, чтобы принять эти социально значимые законопроекты в первом чтении. И, кстати, речь идет о финансировании с 1 октября, т. е. сумма получится гораздо меньше миллиарда. А параллельно потребуется внести изменения в закон о бюджете-2007. А что касается популизма… Это слово в переводе с латинского «народ» означает. Чем больше ставропольцы получат от депутатов благ – тем лучше, пусть даже если это как-то связано с грядущими выборами в Госдуму РФ. Тут важен только один нюанс: не обмануть.

- Но, согласитесь: можно волевым усилием «пробить» изменения в закон о бюджете, «записать» туда расходы на новые социальные проекты – это легко, но при этом нужно твердо знать, за счет чего эти инициативы будут финансироваться. Я вот по простоте душевной полагаю, что тут два варианта: либо забрать деньги у каких-то отраслей, либо найти дополнительные резервы, которые не были учтены при принятии бюжета-2007.

- Я уверен, что речь будет идти о резервах. Оптимизм внушает сверхплановый рост налоговых поступлений в первые месяцы этого года. И, кстати, замечу, что доходная часть прошлогоднего бюджета была перевыполнена более чем на 2 млрд. рублей. В общем, депутаты готовы работать совместно с правительством, минфином, налоговой службой и т.д. над проблемами увеличения налогооблагаемой базы, «выбивания» недоимки и поисков других резервов. Между прочим, не является особой тайной, что расчетная дисциплина крупнейших налогоплательщиков края, мягко говоря, хромает: к концу прошлого года недоимка составляла 1,5 млрд. рублей.

- Власть не хочет или не может заставить их расплатиться с бюджетом?

- Я думаю, что очень хочет, но… не может. Как в силу объективных, так и субъективных обстоятельств. А ведь этих крупнейших налогоплательщиков в крае не так уж и много. Но у кого-то сильная московская «крыша», за кем-то стоит федеральный монополист, открывающий любую дверь ногой… Вот посмотрите, в некоторых национальных республиках предприятия электросвязи в процессе реорганизации сохранили свою самостоятельность, относительную, конечно. А мы стали ставропольским филиалом краснодарской ЮТК и основные налоги платим Краснодарскому краю. Я считаю, что правительству Ставрополья в свое время надо было сработать «на удержание», собрать достаточный пакет акций электросвязи, чтобы сегодня не кусать локти. Это не единственный негативный пример. С каждым крупным налогоплательщиком нужно работать персонально – и если не лично губернатору, то членам правительства.

И раз уж мы заговорили о резервах, то нужно вспомнить о неналоговых доходах – главным образом от использования имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края. Эти доходы бюджета края, прямо скажем, не впечатляют. Хотя по западным стандартам на их долю приходится до трети бюджета. Правительство края время от времени заключает неизвестные широкой публике сделки по продаже краевой собственности, пакетов акций и т.д. Вот недавно мы широко раструбили о том, что «Лукойл» открыл в Буденновске завод по производству полипропиленов. «Лукойл» и будет получать десятки миллионов долларов прибыли. Но мало кто знает, что правительство Ставропольского края владело значительным пакетом акций этого завода, который затем передало правительству Москвы, которое, в свою очередь, продало его «Лукойлу». В чем был смысл этой передачи, на каких условиях – мне, например, неизвестно. Чего уже говорить о рядовых гражданах.

- На территории края функционируют десятки ГУПов – государственных унитарных предприятий, и деятельность многих из них – в плане получения прибыли для бюджета – вызывает отрицательные эмоции даже у краевого правительства – учредителя этих предприятий. Во всяком случае, А. Воропаев, председатель краевой межведомственной комиссии по обеспечению эффективного управления имуществом, неоднократно жестко высказывался в адрес руководителей убыточных ГУПов. А на одном из совещаний как большое достижение был преподнесен тот факт, что ГУП «Ставрополькрайводоканал» - громадное предприятие со множеством филиалов – получил в прошлом году прибыль… аж 7 млн. рублей! Впервые за последние годы. В чем корень проблемы: то ли ГУПы нужно акционировать и какие-то из них передать в частные руки, то ли кадровая политика хромает?..

- Такой скользкий вопрос… Кому надо, тот прекрасно знает, что происходит с этими ГУПами. Как меняют руководителей, каким образом, как они назначаются, почему они назначаются. Но не хочу об этом «под запись» говорить… - Скажите что-нибудь нейтральное.

- Да неплохо это, иметь ГУПы, неплохо! И не надо, может быть, их акционировать и продавать с торгов контрольные пакеты акций. Нужно лишь грамотно, по-хозяйски управлять этой краевой собственностью. Они убыточны лишь на бумаге. Отчеты сдают убыточные в основном, а реально они прибыльным делом занимаются – например, продают населению воду, электричество, тепло и т.д. Ведь тарифы уже зашкаливают за разумные пределы. А вот где эта разница – между реальной прибылью и убытками, которые на бумаге, нужно, видимо, разобраться правоохранительным органам. А если в этом же заинтересован и и.о. вице-губернатора А. Воропаев – бог ему в помощь. Кстати, он же, помнится, утверждал, что 40% алкогольного рынка края находится в «тени», из-за чего наш бюджет в прошлом году недополучил 130 миллионов рублей акцизов. Вот он, еще один доходный резерв, особенно если учесть, что из 15 ликероводочных заводов края работают только пять. И, к сожалению, мы, похоже, окончательно утратили знаменитый завод «Стрижамент» - во всяком случае, в его прежнем виде. Он банкрот. Это тоже печальный образец того, как хозяйствовать не надо: директор – в следственном изоляторе, а в бюджет по налогам «Стрижамент» должен около 100 млн. рублей. Сейчас конкурсный управляющий ищет разбазаренное имущество. Напомню, что завод этот - 100-процентная собственность правительства края, которое несет ответственность за доведение его до ручки. Безусловно, алкогольную отрасль нужно возрождать и, конечно, строго контролировать. Губернатор на одном из совещаний посетовал, что в советские годы акцизы на алкоголь составляли треть бюджета, и пообещал дать звезду Героя Ставропольского края тому, кто добьется повторения этого финансового рекорда. В общем, срочно требуются герои…


Честное слово (Новосибирск)
Андрей ВОЛОДЧЕНКО
23 мая 2007



Источник: www.e-rus.ru
  • управление бюджетом