Российские ритейлеры будут расти на 30% в год

На сайте ИК «ФИНАМ» состоялась конференция «Российский ритейл: конъюнктура и прогнозы развития», участие в которой приняли аналитики по потребительскому рынку. Они обсудили горизонты роста российского ритейла, самые перспективные форматы, а также возможные поглощения.

Ритейл развивается очень высокими темпами, которые недоступны большинству рынков Европы и Америки, поэтому он остается привлекательным, – уверен Андрей Верхоланцев, аналитик по потребительскому сектору ИК «АнтантаПиоглобал». «Основа роста - повышение благосостояния населения, которое, в свою очередь, во многом основано на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. В 2006-2007 гг. розничный товарооборот в России рос ежегодно примерно на 23%. Оборот публичных ритейлеров показывал более высокую динамику - более 40%. По мере роста рынка данные показатели будут снижаться, в перспективе до 10-15%», – оценивает г-н Верхоланцев.

С ним соглашается Наталья Колупаева, аналитик «КИТ Финанс»: «Российские ритейлеры торгуются с премиями по финансовым мультипликаторам к аналогам из развитых стран и так называемых растущих рынков, но эти премии выглядят обоснованными ввиду высоких ожидаемых темпов роста чистых прибылей компаний - на уровне 30% и более в год. Поэтому можно уверенно заявить о недооцененности сектора. Модели оценки показывают это. Макроэкономические риски, безусловно, угрожают сектору. Однако он, скорее всего, будет выглядеть лучше рынка в кризисных ситуациях и при этом будет "запаздывать" в своем росте при общем оживлении рынка – что мы наблюдаем сейчас».

Оценил горизонты роста российского ритейла аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин: «Практически все регионы представляют интерес для развития ритейла, и масштабная экспансия игроков рынка это вполне подтверждает. Пожалуй, исключение составляют депрессивные районы, с низким уровнем дохода на душу населения, но таких осталось совсем немного и в них проживают не более 5-7% населения страны. Если говорить о самых «лакомых» локациях, то это столичный регион, северо-запад, центральная Россия, Поволжье, Юг». Что касается форматов, то г-н Клягин считает, что «хороший потенциал есть у сетей DIY различных концепций («сделай сам» - товары для дома и ремонта) и магазинов одежды, а также парфюмерии и бытовой химии. С ростом доходов населения заметно увеличивается доля расходов домохозяйств на непродовольственные группы товаров. Данная тенденция уже отражается и в стратегии игроков рынка – соотношение food и non food увеличивается в пользу последней группы».

Пессимистично оценивает попытки западных ритейлеров закрепиться в Московской области Александр Шелестович, аналитик по потребительскому сектору «Собинбанка»: «Я считаю, что перспективы закрепиться на рынке Москвы и МО достаточно невелики, если они не смогут предложить потребителю что-то особенное, что отличало бы их от других магазинов (наличие особенных дополнительных сервисов, программы лояльности, скидки постоянным покупателям, наличие в магазинах кафе, аптек, цветочных салонов, например). Это может быть также какой-то нишевый магазин, в ассортименте которого будет такая продукция, которой нет у конкурентов».

Вряд ли стоит ждать каких-то серьезных международных поглощений сейчас, считает г-н Шелестович: «Даже самая крупная сеть X5 контролирует долю рынка немногим более 3%. Я думаю, крупным мировым игрокам удобнее дождаться, когда вес ведущих игроков в ритейле будет более существенным, а потом купить сразу крупную рыночную долю. Понимают это и российские компании, имеющие значительные возможности для максимизации цены своего бизнеса и не стремящиеся продавать его на стадии бурного роста».



Источник: finance.myizh.ru
  • управление бюджетом