Число бюро кредитных историй в России достигло пика

За 5 лет существования рынок бюро кредитных историй (БКИ) вырос почти на 40%. Однако за это время рынок успел консолидироваться и сосредоточить более 95% информации в четырех крупнейших структурах. Из-за этого на рынке БКИ наблюдается не слишком высокий уровень конкуренции, что привело к довольно негуманной ценовой политике. Правда, на спрос это не сильно влияет.

В России институт бюро кредитных историй возник в 2005 году - с момента вступления Федерального закона "О кредитных историях". Первые БКИ появились уже в феврале 2006 года, и на конец 2010 года, согласно исследованиям экспертов, рынок сумел вырасти на 40%. Однако за этот период на рынке произошла плотная консолидация и большая часть (около 95%) информации оказалась в распоряжении 4 крупнейших игроков: "Эквифакс Кредит Сервисиз", Национальное бюро кредитных историй, "Экспириан-Интерфакс" (совместно с БКИ "Инфокредит") и БКИ "Русский стандарт".


Кризис внес свои коррективы в развитие рынка, заставив большинство БКИ перепрофилировать свою деятельность за счет смены потребителя услуг. Раньше кредитными историями в основном интересовались банки, уплачивая бюро комиссию, но резкое сокращение объемов кредитования сократило заработки бюро на сотрудничестве с банками. Теперь кредитными историями активно интересуются заемщики. Согласно закону "О кредитных историях" субъект кредитной истории может получить ее бесплатно один раз в год, но в последнее время в связи с ужесточением кредитной политики банков заемщики оказываются все более заинтересованы в контроле своих кредитных историй.


В прошедшем году ситуация не сильно изменилась - большая часть рынка по-прежнему осталась в распоряжении четырех крупнейших игроков. Однако исследователи отмечают, что сегмент стал более либеральным за счет роста открытости данных закрытых ранее источников, или так называемых кэптивных бюро кредитных историй. Но при этом  уровень конкуренции в отрасли крайне низок, полагают эксперты. Основные тому причины - повышенные требования регуляторов к осуществлению деятельности БКИ в России. "Барьеры входа на рассматриваемый рынок являются труднопреодолимыми, и появление новых участников, способных в короткое время составить конкуренцию крупнейшим бюро кредитных историй, является маловероятным", - сообщается в исследовании российского рынка БКИ, подготовленном "РосБизнесКонсалтинг". Кроме того, существенными факторами, сдерживающими развитие конкуренции на российском рынке информационных услуг БКИ, являются отсутствие возможности обмена информацией, составляющей кредитную историю, между бюро кредитных историй, а также отсутствие в законе "О кредитных историях" требования о предоставлении подобной информации в несколько бюро кредитных историй.


Однако участники рынка не согласны с такой трактовкой. "Рынок БКИ олигополичен в любой стране, и не бывает так, чтобы на одном рынке конкурировало 10 крупных бюро. В большинстве стран функционирует одна или две подобные структуры, и это нормально, так что в России, можно сказать, конкуренция более жесткая, чем в других странах", - констатирует глава "Эквифакс Кредит Сервисиз" Олег Лагуткин. О том, что рынку БКИ объективно не нужно большое количество мелких игроков и их уход во время кризиса ускорится, эксперты говорили неоднократно. Некоторые бюро для того, чтобы выжить в кризис, вынуждены были даже изменить профиль деятельности и начать продажу кредитных историй не банкам, а заемщикам. Согласно оценкам экспертов, дальнейшего существенного ограничения конкуренции на рынке БКИ не предвидится, так как консолидационные процессы между бюро, составляющими тройку лидеров, на настоящий момент не представляются возможными, в то время как логичное снижение количества небольших региональных игроков не окажет на рынок критичного влияния.


Согласно исследованию, конкуренция между российскими БКИ происходит как по объему накопленной информации, так и по направлениям качества данных, эксклюзивности информации, клиентоориентированности и гибкости технологических процессов. В перспективе это станет определяющим фактором для всего рынка. "В обозримом будущем ставки потребителей услуг БКИ будут сделаны не на цены, а на качество оказываемых услуг, новые сервисы и технологичность продуктов, предлагаемых бюро", - отмечает Олег Лагуткин.


В настоящий момент наиболее востребованными продуктами БКИ являются кредитные отчеты, скоринги бюро, услуги по верификации данных о заемщиках и противодействие мошенничеству. Эти продукты продолжат быть высоковостребованными и в дальнейшем, резюмируют эксперты.



Источник: www.credits.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом