Насколько эффективно государственное кредитование бизнеса?

Кредитование бизнеса на деньги от государства

Кризис семимильными шагами движется по нашей стране, и вот уже во всеуслышание обсуждается негативный вариант развития событий, когда Стабфонда не хватит для решения всех текущих проблем родного государства.


В сложившихся условиях правительство РФ подготовило целый ряд инициатив, целью которых является стимулирование реального сектора экономики и оживление рынка. Одной из самых перспективных для предпринимательства в России является программа оформления кредитов для бизнеса за государственный счет через банковский сектор.


Однако существует мнение, что и это плодотворное начинание в отечественной реальности столкнется с целым рядом проблем, – в частности, простым налогоплательщикам интересно, каким образом возможно будет проконтролировать целевое расходование средств на кредиты для бизнеса и не приведет ли подобный шаг к выводу денег за пределы нашей страны под любыми предлогами.


Сколько денег утекло за рубеж "благодаря" другим программам стимулирования российской экономики – в том числе через банковский сектор, – некоторое время назад широко обсуждалось в средствах массовой информации. Причем, как всегда бывает в нашей стране, сама по себе программа весьма высоко оценивается: как раз к идеям в России всегда было положительное отношения – все претензии только к воплощению их в жизнь.


Дмитрий Мурзин, руководитель центра информации и общественных связей ассоциации "Россия", убежден, что сама по себе программа правительства РФ по стимулированию бизнеса посредством выдачи кредитов с использованием госсредств через коммерческие банки реальна. "Только нужно понимать, что на всех денег не хватит, – говорит наш эксперт. – Необходимо искать дополнительные механизмы стимулирования кредитования предприятий, особенно малого и среднего бизнеса".


Сейчас мы видим, что в основном поддержка оказывается крупным системообразующим или градообразующим предприятиям. А малый бизнес практически отрезан от кредитов высокими процентными ставками или же жесткими требованиями по обеспечению, в терминах кредитного договора – залогам. Поэтому проблема "дешевых длинных денег" остается актуальной и по сегодняшний день.


Ассоциация "Россия" выступила с рядом инициатив, направленных на реструктуризацию выданных кредитов и возобновление кредитования во всех сферах. Эти инициативы предусматривают построение системы учета залогов, выпуск облигаций (которые могут передаваться в залог или выкупаться государством через уполномоченные органы) и модернизацию законодательства (юридический аспект решения проблем с кредитованием).


Если же обратиться напрямую к руководящим лицам банков и спросить, что они думают об этой программе правительства РФ, то, притом что все высоко оценивают разумность мер по стимулированию экономики, однозначно услышать, приведет ли это программа к улучшению жизни каждого из нас, невозможно. "Инициатива правительства очень нужная и разумная, – отмечает заместитель председателя правления Абсолют Банка Анатолий Максаков. – Особенно в совокупности с рядом мер, направленных на оздоровление внутреннего климата в виде сокращения количества проверок, например, среднего бизнеса. Однако банкам необходимо обращать внимание на возросшие риски реального сектора экономики и более избирательно относиться к заемщикам". Другими словами, эксперты финансового дела убеждены, что даже с государственной поддержкой российский бизнес сегодня – очень рискованный партнер для сотрудничества.


С таким подходом, как легко сделать вывод, и государственные деньги для бизнеса не будут панацеей от кризиса и упадка. Государство отдает банкам средства налогоплательщиков и те деньги, что были заработаны во времена нефтяного процветания, но все, кто созидал это богатство, то есть простые граждане, не сильно верят в то, что "банкиры-толстосумы" захотят что-то вернуть.


Нынешний кризис, как отмечают многие эксперты, это прежде всего "кризис доверия", и неудивительно, что в народе к правительственным инициативам относятся скептически. Хотя, разумеется, на вопрос о том, возможно ли будет проконтролировать целевое расходование государственных средств банкирами, кредитно-финансовые организации в один голос уверяют, что да. "Проконтролировать можно, – заявляет Алексей Гонус, советник председателя правления Русского банка развития. – Такая система давно известна во всем мире – это система рефинансирования. Выдал кредит, сформировал портфель – получил под залог прав требований средства. В данном случае можно наоборот: получил средства, выдал кредиты и далее подробно отчитался об использовании средств".


Государство вправе контролировать использование денег, которые выделяются на поддержку реального сектора экономики через кредитование. И для этого у него есть полный набор инструментов. "Кроме того, количество банков, через которые оказывается поддержка бизнеса, ограничено, – продолжает тему Дмитрий Мурзин. – Все эти кредитные организации известны. И их отчетность по выданным кредитам будет ответом, насколько полно использованы средства, выделенные государством, и кто их смог получить".


Ну что же, если мы хотим преодолеть кризис, то нужно что-то делать. И выбора у нас нет: остается только поверить и проверить, насколько совершенны сегодня государственные средства контроля либо современные методы ухода от них.



Источник: www.credits.ru
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
  • управление бюджетом